История и философия науки: основные имена и понятия - стр. 31
ДИНАМИЧЕСКИЙ ЗАКОН, законы (греч. διναμισ – сила, силовой) – устойчивое, повторяющееся, однозначное причинно-следственное отношение между явлениями. Учение о таких отношениях в науке наз. «лапласовский детерминизм». В Д.з. проявляются только необходимые связи между явлениями (объектами), что позволяет достаточно точно предсказывать результаты взаимодействия их ограниченного числа.
ДИСКУРСИВНЫЙ (позднелат. discursivus, от лат. discursus – рассуждение, довод, аргумент) – рассудочный, опосредованный, основанный на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логич. звеньев, каждое из к-рых зависит от предыдущего и обусловливает последующее (в отличие от чувственного, созерцательного, непосредственного, интуитивного).
ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina – обучение, воспитание) в науке – самостоятельная отрасль знания, одна из форм организации науч. деят-ти; единица анализа науч. знания (по В.С. Стёпину). Формирование осн. науч. Д. происходило в конце 18 – первой пол. 19 вв. По мере накопления науч. материала и роста числа учёных, специализирующихся в к. – л. направлении исследований, они признают друг друга в качестве ближайших коллег, остальные учёные признают их право на партикуляризацию (обособление). Формирование Д. сопровождается объективными акциями: проведение науч. конференций, выпуск соответствующих журналов, фундаментальных работ по новому направлению. Необходимо также признание Д. в административном подразделении науч. направлений, выделение её в качестве институциональной единицы, специальности, области исследований (см. напр.: «Номенклатура специальностей научных работников»); Д. в образовании то же, учебный предмет.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ (франц. durée, в филос. А. Бергсона) – продолжительность, протяжённость существования во времени. Полагая, что действительность не имеет ни пространственного, ни количественного измерения, А. Бергсон писал, что она представляет собой «чистую Д.» и абсолютно отлична от времени и пространства. Д. м.б. воспринята не с помощью рассудка, к-рый способен лишь расчленять, анализировать, измерять, а с помощью интуиции. Понятие Д., данное Бергсоном, было воспринято Р.М. Рильке и др. известными философами.
ДОГМАТИЗМ (греч. δόγμα − мнение, учение, решение) – способ мышления, оперирующий догмами (неизменными, «вечными» положениями) и опирающийся на них. Для Д. характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты. Термин «Д.» применяется в сфере политики, религии и философии. В философии Д. наз. характеристика филос. учения или разновидность филос. учений. То или иное учение догматично, если оно принимает к. – л. основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Термин «Д.» введен др. греческими философами Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможность истинного знания и обвинявшими в Д. философов, делающих к. – л. утвердительные выводы о субстанции вещей.