Размер шрифта
-
+

История и философия науки: основные имена и понятия - стр. 30

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determine – определяю) – филос. учение о закономерной, объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов природы и общества. Сущностью Д. явл-я положение о всеобщей причинности. Совр. Д. учитывает разнообразные, объективно существующие взаимосвязи явлений, в том числе и тех, к-рые прямо не содержат в себе функций порождения (пространств. и врем. соотношения, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п.). Особое внимание в совр. науке привлекают вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистических законов. Но все указанные формы соотношений в конечном счёте образуются на основе причинности, что, однако, не означает признание т.н. «лапласовского Д.» Д. противостоит индетерминизм, отрицающий всеобщность причинности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – активное (преобразовательное) отношение чел-ка к действительности с целью реализации имеющихся в ней возможностей; способ утверждения себя в наличном бытии. Принято различать духовную и материальную Д., производственную, трудовую, нетрудовую и т.п. В общем смысле Д. явл-ся продуктивной (творчество) и репродуктивной (воссоздание, повторение в копии). Наиболее полная концепция Д. представлена в философии Гегеля, где абсолютный дух самоосуществляется в разл. формах культуры, т.е. «сам себя делает». В марксистском учении Д. отводится решающая роль в соц. – историч. развитии чел-ка. Деятельностное понимание означает теоретическую Д. по выявлению сущности к. – л. явления, понимание ч. – л. как результата Д.

ДИАЛЕКТИКА [греч. διαλεκτή (τεχνη) – искусство беседовать, спорить, от δίαλέγομαι – веду беседу, спор] – учение о наиболее общих законах развития и связи природы, общ-ва и познающего мышления. Теоретич. принципы Д. составляют существенное содержание мировоззрения, она явл-я филос. теорией, методом и методологией науч. познания и творчества. Уже в древности бытие мыслилось как совмещающее в себе противоположности покоящегося и изменчивого, как превращение одного первоначала в другое – земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно. Само слово «Д.» впервые применил Сократ, обозначивший им иск-во вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путём противоборства мнений. Его ученик Платон понимал под Д. именно диалог как логич. операции членения и связи понятий, осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению понятий. В близком к современному смысле понятие Д. впервые употребил Гегель, понимавший её как «упорядоченный, методически разработанный дух противоречия, присущий любому человеку, и в то же время великий дар, поскольку он даёт возможность истинное отличать от ложного». В марксизме Д. была осознана как учение о всеобщих связях и наиболее общих законах развития бытия и мышления, выраженное в системе филос. категорий и законов. Сознательное применение Д. даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, взаимопревращение противоположностей. Осн. законы Д.: переход количеств. изменений в качеств. и обратно, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. Д. отражает также категориальную связь противоп. явлений бытия и мышления: явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность и т.п. Как теория и методология познания Д. противоположна метафизике.

Страница 30