Размер шрифта
-
+

История и философия науки: основные имена и понятия - стр. 22

Г

ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – философ, представитель нем. классич. философии, создатель одной из самых значительных систем диалектики и объективного идеализма. Учился в Тюбингенском теологич. ин-те (вместе с Шеллингом и Гёльдерлином). В 1801– 06 жил в Иене. В 1808– 16 – директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни – проф. философии в ун-тах Гейдельберга и Берлина. В молодые годы испытал влияние иенских романтиков, что наложило отпечаток на его творчество. Стремление видеть во всём закономерность, разумность, идеальность и завершённость присутствует во всех произведениях Г. Центр. понятие гегелевской системы – развитие, внутр. источником к-рого явл-я противоречие. В «Феноменологии духа» (1807) мировая культура изображена как проявление творческой силы «мирового духа», познающего себя в качестве творца её последовательно сменяющих друг друга форм. В «Науке логики» (1812) Г. выразил собств. понимание логики, отождествив её содержание с понятием Бога, каков он есть в св. сущности, до сотворения природы и чел-ка. Наука логики, начинаясь с чистого бытия, а для Г. оно было тождественно с Богом, явл-я поэтому и логикой сотворения самого бытия, т.е. природы и чел-ка, и логикой познания этого бытия, вплоть до самопознания чел-ка, до его понятия о самом себе как о духе. В итоге Г. переосмыслил все сферы совр. ему культуры и представил её как постепенное восхождение «мирового духа» от своего субъективного состояния (формы психической деят-ти индивида) к объективному состоянию (право, моральность, нравственность – семья, гражданское общ-во, государство) и к абсолютной ступени св. развития (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Критически переработанная философия Г. явл-я одним из теоретич. источников марксизма.

ГЕГЕЛЬЯНСТВО – филос. учение, возникшее в Германии в 30-40-х гг. 19 в. Основываясь на философии Гегеля, разл. направления Г. развивали его идеи в спорах по религ. вопросам. Т.н. правогегельянство истолковывало учение Гегеля в духе протестантской ортодоксии, рассматривая его филос. систему как рациональную форму богословия (К. Гёшель, Г. Хинрикс, Г. Габлер, К. Дауб). Радикальное левое Г., или младогегельянство, критиковало религ. мотивы учения Гегеля, противопоставляло гегелевскому мировому духу роль самосознания отдельной личности в истории (А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах, Д. Штраус, М. Штирнер). Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Гегеля «как оно есть» (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Младогегельянство критиковали Гейне, Маркс и Энгельс в Германии, Герцен и Белинский в России. Возрождение интереса к гегелевской философии в кон. 19 – 1-й трети 20 вв. привело к появлению в различных странах Европы и в США неогегельянства.

Страница 22