История и философия науки - стр. 47
Для постпозитивизма характерно разнообразие философско-методологических концепций. К их числу относятся:
• фальсификационизм К. Поппера,
• концепция научных революций Т. Куна,
• методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса,
• концепции М. Полани, С. Э. Тулмина, Дж. Агасси, У. Селларса и др.
В этих концепциях обосновывается разная интерпретация не только науки и ее развития, но и философии (подробнее см. параграф 10.1).
Концепция философии существенным образом зависит прежде всего от того, какие парадигмальные основания кладутся в основу ее понимания.
Понятие парадигмы получило широкое распространение в сфере науки после работ американского историка физики Т. Куна[43]. Под парадигмой, как правило, понимают общую установку, исходную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения, господствующую в течение определенного исторического периода в научном сообществе[44].
Анализ взглядов представителей различных философских направлений на философию показывает, что они по-разному понимают ее парадигмальные установки, что определяет соответствующий подход к трактовке и других аспектов концепции философии.
Особенно острым и дискуссионным является вопрос о том, можно ли важным парадигмальным основанием философии считать научный подход, философию рассматривать как науку, а философское исследование как разновидность научного познания мира.
3.1.2. Можно ли философию считать наукой
По данному вопросу прежде всего можно выделить две альтернативные позиции, именуемые «сциентистской» и «антисциентистской» (от science – наука).
Сциентистская позиция. Понимание философии как науки имеет давнюю традицию.
Как известно, в период возникновения науки (например, в античный период ее развития) философия не выступала как нечто отличное от возникавшей в то время науки, фактически отождествлялась с ней, понималась (наравне с наукой вообще) как «любовь к мудрости» (об этом свидетельствует и само ее название – «философия», от греч. philéô – любовь, sophia – мудрость). Значит, в этот период вопрос о том, что такое философия и является ли она наукой, даже не поднимался.
Эта проблема возникла и приобрела остроту, когда начался процесс дифференциации единой науки на комплекс наук, отличающихся друг от друга по своему предмету и методам исследования. Именно в этот период и возник вопрос о том, можно ли к числу такого рода научных дисциплин относить не только физику, химию, биологию и т. п., но и философию.
В начальный период дифференциации наук господствовало мнение о том, что хотя философия не тождественна с наукой вообще, но все же ее следует относить к сфере науки. Но сам этот научный статус философии понимался