История и философия науки - стр. 46
Позитивизм прошел несколько этапов в своей эволюции и имеет несколько форм:
• первый («классический») позитивизм – 30–70-е гг. XIX в.;
• второй позитивизм («эмпириокритицизм» – конец XIX в.;
• третий позитивизм (неопозитивизм) – с середины 20-х гг. XX в.;
• четвертая форма позитивизма (постпозитивизм) – с 60-х гг. XX в. Представители «классической» формы позитивизма XIX в. – О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер и др. исходили из того, что все подлинное (позитивное) знание является совокупным результатом специальных наук, которые не нуждаются в стоящей над ними философии.
Вторая форма позитивизма – «эмпириокритицизм» (от греч. “empeiria” – опыт и критика) или «махизм» – по имени его основоположника австрийского физика и философа Э. Маха (1838–1916). Сторонники этой формы позитивизма, которая сформировалась в конце XIX в., тяготели к субъективному идеализму и отказывали философии в статусе самостоятельной науки. По их мнению, необходимо очистить науку от таких понятий, как материя, субстанция, необходимость, причинность и других понятий метафизики. Мир для сторонников эмпириокритицизма выступает в виде совокупности ощущений. Трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, основным законом познания они считали экономию мышления.
Третья формы позитивизма – неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгеншейн, О. Нейрат и др.) – возникла в 20-е годы XX в. под именем «Венского кружка» философов и ученых. Это название связано с тем, что деятельность данных философов и ученых тесно связана с кафедрой натуральной философии Венского университета, которую после смерти Э. Маха возглавил проф. М. Шлик. Представители неопозитивизма традиционные («метафизические») проблемы считают псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка.
Например, Л. Витгенштейн писал по этому поводу: «Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность»[42].
Единственно правомерным методом философского исследования неопозитивизм считает анализ употребления языковых средств и выражений с целью раскрытия их точного значения и правильного употребления языка. Философское исследование подменяется логико-лингвистическим, логико-семантическим анализом.
Четвертая форма позитивизма (постпозитивизм) – с 60-х гг. XX в. (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.). Термин «постпозитивизм» – общее название, используемое для обозначения комплекса концепций, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутую неопозитивизмом.