История и философия науки - стр. 40
» и «окультуривание». В ходе этого процесса индивид трансформирует ценности культуры в содержание своего внутреннего мира.
Поэтому в культурно-исторической теории Л. С. Выготского инкультурация выступает как интериоризация, в процессе которой происходит усвоение индивидом ценностей культуры, формируется его внутренний мир в его когнитивных компонентах (значения) и аффективно-мотивационных компонентах (смыслы).
Согласно структурно-функциональной концепции Т. Парсонса, функция культуры по отношению к социальной системе состоит в обеспечении формирования и сохранения ценностей общества, формировании новых идеалов, норм и образцов поведения, содействии их реализации[39].
Культурная система – это не только культура. Эта система включает в себя комплекс тесно связанных между собой элементов, а именно:
• ценностное отношение субъекта (индивида, социальной группы, общества) к определенным социальным явлениям, а значит, соответствующую культуру отдельной личности (социальной группы, общества);
• соответствующие субъективные ценности этого субъекта;
• социальные явления, представляющие для него объективную ценность.
Значит, понятие «культурная система» – более широкое, чем понятие «культура».
С понятием «культурная система» связано еще одно – «культурный статус объекта».
Какой-либо объект имеет культурный статус, если:
• по своему потенциалу (возможностям) способен обеспечивать процесс производства, потребления, сохранения и развития тех или иных ценностей, характеризующих личностные качества и социальные отношения;
• этот потенциал объекта практически реализуется, т. е. он реально имеет культурную значимость в процессе развития личности, формирования социальных отношений;
• определенный субъект (индивид, социальная группа, общество) оценивает данный объект, какие-то его стороны, элементы как ценности, т. е. у данного субъекта сформированы позитивное ценностное отношение к этому объекту, а значит, и соответствующая культура.
В соответствии с таким пониманием культурного статуса объекта следует различать:
• объективный культурный статус объекта – в этом объекте имеются возможности для выполнения той или иной культурной функции, и эти возможности хотя бы в некоторой степени реализуются применительно к личности и/или социальным отношениям;
• субъективный культурный статус объекта – определенный субъект (индивид, социальная группа, общество) признает хотя бы некоторые позитивные аспекты его значения для развития личности, формирования гуманных социальных отношений, т. е. осознает объективный культурный статус данного объекта.