История и философия науки - стр. 39
– знания и способности, на основе которых формируются рациональная и эмоциональная позитивные оценки явлений и ее обоснование (объяснение);
– соответствующие интересы, потребности, ориентации, желания, стремления, эмоции;
– реальную деятельность, ее содержание, направленность, виды, средства и результаты;
– поведение, стиль (образ) жизни, социальные роли, характер взаимоотношений с другими людьми.
Следует различать культуру отдельной личности, социальной группы и общества в целом.
Те социальные явления, которые социальный субъект оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.
Для характеристики набора ценностей отдельного индивида или социальной группы, отличающихся от ценностей, разделяемых и поддерживаемых той более широкой социальной системой, в которую входят эти индивиды (социальные группы), как правило, используется понятие «субкультура».
Немецкий ученый Р. Швендтер, один из основоположников теории субкультур, так определяет это понятие: «Субкультура – часть конкретного общества, которая своими институтами, обычаями, нормами, системой ценностей, преимуществами и т. д. в значительной мере отличается от господствующих установок существующего общественного устройства»[34]. Субкультуру характеризуют также как «совокупность убеждений, ценностей, норм и обычаев, связанных с определенной социальной подсистемой… существующих внутри большей по размеру социальной системы или культуры»[35], как «предмет (тема) культуры, субэтнос или набор ценностей, отличных от существующих в общей культуре»[36].
Социальные явления, выступающие как ценности для одного социального субъекта, могут не представлять ценности (и потому не входить в набор ценностей культуры) другого социального субъекта. С течением времени ценностное отношение субъекта к какому-либо явлению может измениться, и явление, относившееся к миру культуры, утрачивает свой культурный статус – для определенного индивида, группы или даже общества в целом.
Например, в американской культуре одна из наиболее значимых ценностей – физическое здоровье, что характерно для всех молодых культур. В старых же культурах, например в индийской, наоборот, одно из наиболее важных мест в системе ценностей занимает смерть[37].
Для обозначения тех ценностей, которые присутствуют во всех культурах, обычно используется понятие «панкультура»[38].
Для обозначения процесса приобщения человека к культуре, к системе составляющих ее ценностей, который происходит в ходе социализации, чаще всего используют термины «инкультурация», «культурация