История христианства - стр. 5
Картина Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». 1834 г.
Христианство становится государственной религией
Символ христианства – крест, который стал символизировать искупительную жертву Христа, и даже шире, «жизнь во Христе», «жизнь вечную». Кресты украшают алтари, а также купола церквей и соборов. У католиков это четырехконечный «латинский крест» с одной перекладиной, а у православных крест восьмиконечный: к большой перекладине добавлены две поменьше, причем одна из них косая.
Икона «Прославление креста». XII в.
Царский наперсный крест, дарованный греческим императором великому князю Владимиру
Процессионный крест. Византия. Х-XII вв.
Вся жизнь христиан от рождения до кончины освящена крестом. С ним связаны крещение – вступление в христианскую общину, появление у человека крестного отца и крестной матери, духовных родителей, крестное знамение – ритуальный молитвенный жест, совершаемый правой рукой, а также целый ряд христианских обрядов, в частности, крестный ход – торжественное церковное шествие с большим крестом и иконами вокруг храма или из одного храма в другой. Изображение креста обязательно присутствует на христианских могилах. У верующих в обычае носить небольшие нательные крестики с изображением распятого Христа.
Монеты императора Диоклетиана
И все же крест стал символом христианства не сразу. Ранние христиане имели другие символы. На христианских надгробиях III–IV веков мы встречаем изображения овец, рыб, якорей. С овцами верующие сравниваются еще в Новом Завете. На некоторых церковных мозаиках мы видим Христа в образе Доброго пастыря, стоящего или сидящего посреди овец. Недаром в Церкви лиц духовного звания принято называть пастырями, то есть «пастухами», а мирян – паствой, пасомыми, то есть «овцами». Изображения рыб и якорей также появились не случайно. Еще у римлян якорь являлся символом убежища, спасения. Христиане связали этот символ со своим Спасителем. Рыбы символизировали как самого Христа, так и всех верующих. «Мы же, рыбки, – писал христианский апологет Тертуллиан (ок. 160–220 гг.), – вслед за Рыбой нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде». В данном случае вода – символ крещения и жизни – противопоставляется суше («сухим и безводным местам, где обитают гадюки, аспиды и василиски»), символизирующей неверие и погибель.
Ранняя Церковь, не признаваемая римской властью, вела почти подпольное существование. Христиане отказывались приносить жертвы традиционным богам и соблюдать обязательный для всех подданных Рима культ императора. Поэтому римские правители периодически устраивали гонения на новую религию. Первое гонение произошло при императоре Нероне (54–68 гг.), которого сами римляне считали жестоким тираном. В Риме случился большой пожар, от которого пострадало множество жителей. Нерон обвинил в поджоге христиан. Последовала страшная расправа: христиан распинали на крестах, отдавали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний. Во время этого гонения и погибли апостолы Петр и Павел.