История государства и права зарубежных стран - стр. 50
Одним из распространенных наказаний в Древнем Вавилоне была смертная казнь, которая полагалась за совершение наиболее тяжких преступлений. Она приводилась в исполнение различными способами – путем утопления, сожжения, посажения на кол и т. д. Например, вора, пойманного при краже имущества во время пожара, полагалось бросить в огонь. В качестве наказаний за преступления применялись и членовредительские наказания (наиболее часто они практиковались в отношении рабов или иных подвластных лиц). В качестве таковых применялись, например, отрезание ушей или носа, выкалывание глаз, отсечение рук, вырывания языка, отрезание пальцев, выбивание зубов, нанесение переломов, отрезание груди женщине и т. д.
Наиболее часто используемым наказанием в Вавилоне служил штраф. Штрафы, как правило, назначались за оскорбления, нанесение побоев, преступления против женщин.
К преступлениям имущественного характера широко применялись наказания, предполагающие компенсацию причиненного ущерба. Причем размер компенсации иногда был настолько высок, что, по сути, был равен изгнанию или смертной казни, так как преступник попросту был не в состоянии ее выплатить. Так, если пастух похитит скот, переданный ему под надзор, то в случае раскрытия преступления он должен был выплатить хозяину скота его стоимость в десятикратном размере.
Также наказанием могло служить изгнание преступника или его обращение в рабство.
Община в Древнем Вавилоне была субъектом уголовной ответственности. В том случае, когда преступника не удавалось установить или же если община его укрывала, она и несла за него ответственность.
Законы Хаммурапи допускали ответственность и наказание без вины. Так, если дом, некачественно построенный строителем, обрушался и при этом погибал сын хозяина дома, в качестве наказания полагалось убить сына строителя дома, который таким образом лишался жизни без всякой вины.
Законы Хаммурапи знают несколько разновидностей наказаний по принципу талиона. Это простой талион, предусматривающий наказание по принципу «око за око», символический талион (например, сыну, ударившему своего отца, отрубали руку), зеркальный талион (описанный выше случай, при котором в качестве наказания убивали сына строителя, некачественно построившего дом).
В Древнем Вавилоне происходило формирование норм и институтов процессуального права. Законы Хаммурапи требовали непременной справедливости судьи и суда. Само судебное следствие и решение суда рассматривались как акт высшей справедливости, в котором участие принимали не только люди, но и боги. При этом инициация судебного процесса, а также доказывание в суде были частным делом и вменялись в обязанность сторонам судебного процесса.