История еврейского образования в Беларуси на идише - стр. 6
Буржуазные отношения развивались, и это не могло не повлиять на демократизацию культурной еврейской жизни.
В 1864-м году правительством было решено начинать школьную реформу, содействующую развитию образования – среднего и начального.
Школу объявили всесословной, имело место введение преемственности в обучении различных ступеней и увеличение численности школ, дающих начальное образование.
В Беларуси земские школы отсутствовали. Общественности не давали принимать участие в управлении образованием. Реализация буржуазных реформ была более поздней, чем в России. И она от российских норм существенно отклонялась, из-за чего по характеру беларуские реформы оказались более ограниченными и непоследовательными, чем в России.
Создание межведомственной Комиссии по устройству быта и поощрения евреев
В 1869-м году царь Александр Второй увидел, что многие евреи Польши одеты в традиционные одежды, а у женщин бритые головы. Этого не должно было быть со времени царствования Императора Николая. Поэтому Александром Вторым было велено чиновникам позаботиться о евреях.
Евреи все поняли по-своему и создали целую межведомственную Комиссию по устройству быта евреев (Еврейскую Комиссию), согласно которой должен был быть осуществлен пересмотр всего законодательства о евреях. Комиссия эта действовала на протяжении почти десятилетия – с 187го года по 1881-й год.
Еще до начала прихода к власти царя Александра Второго можно было говорить о малой результативности, крайней стеснительности отличающейся жесткостью политики по отношению к еврейскому населению. По этой причине правительство решило подумать о предоставлении евреям льгот.
Чтобы поощрить евреев к получению ими общего образования, царское правительство пошло на принятие решения о предоставлении прав госслужбы и не ограниченного проживания (можно было жить, не обращая внимания на наличие черты оседлости) тем евреям, у которых имелись ученые степени.
Произошло учреждение стипендий для детей-евреев, проходивших обучение в учебных заведениях общих (как средних, так и начальных).
В этот временной период наблюдалось продолжение разработки проектов реформирования религиозного управления евреями. Нужно было упразднять коробочный сбор (акцизный сбор на кошерную птицу и мясо) и сбор свечный (он собирался с зажигаемых в субботние дни свечек).
Двумя последними вопросами обязали заниматься раввинов. Требовалось проведение реформы еврейских казенных училищ. А свечные сборы должны были идти теперь на нужды образования евреев.
Был подготовлен под руководством распущенного в 1985-м году Еврейского Комитета перечень мероприятий, которые были в итоге реализованы.