История еврейского образования в Беларуси на идише - стр. 8
Виды казенных еврейских училищ
Введение еврейских казенных училищ было осуществлено согласно указу 1944-го года (от 13-го ноября). Это должны были быть училища, относящиеся:
к разряду первому c 2-годичным курсом обучения в рамках начального образования (они были наподобие приходских училищ по признаку периода обучения);
к разряду второму (они были наподобие училищ приходских по признаку периода обучения), но с направлением обучения реальным.
Училища казенные находились в подчинении Министерства народного просвещения и были под присмотром христиан-смотрителей, общие предметы преподавались также христианами. И лишь предметы еврейские преподавались учителями-евреями, подготовкой которых занимались открывшиеся в ту пору раввинские училища.
Обучаться в еврейских казенных училищах его учащиеся могли бесплатно. Однако, по сути, для евреев бесплатным оно не было. Обязанность их содержания ложилась на евреев, которым вменялось в обязанность отдавать суммы, которые они собирали за субботние сборы, за свечи в синагогах, с откупа еврейских типографий (их было две), а также пошлин, взимаемых с книг для евреев, ввозимых из-за рубежа.
Открытие первых казенных еврейских училищ произошло вначале в Житомире и Вильне в 1847-м году. Позднее они открылись и в других городах.
Если говорить об училищах второго разряда, то можно отметить их намного меньшую распространенность (к началу 1860-х годов их было всего тринадцать).
2.2 Гонения на хедеры, меламедов и «школьные гонения»). Принятые при Александре Втором меры, касающиеся образования евреев
Гонения на хедеры, меламедов и «школьные гонения»
Благодаря учреждению еврейских казенных училищ удалось лишь на какое-то время обеспечить сохранение преподавания Талмуда.
На хедеры и меламедов шло полицейское гонение. Оно дополнялось антиеврейскими правительственными мероприятиями:
в 1844-м году был введен налог на ношение еврейской традиционной одежды;
в 1848-м году был введен налог на ношение ермолки;
1850-м году еврейская одежда была запрещена вовсе. Все это привело усилению недоверия граждан-евреев к еврейским казенным училищам. Когда они открывались, евреи молились. А просветительскую политику именовали «школьными гонениями».
Из-за непопулярности отбывания еврейской молодежью школьной повинности в спецучилищах евреи стремились к ее избежанию с помощью договоров с чиновниками, найма для учебы детей из бедных семей и. т. д.
Чиновники обычно пересылали в Министерство просвещения фиктивные перечни учащихся (нередко две трети указанных учащихся на самом деле таковыми не являлись). Те же, кто действительно учился, прекрасно освоили русскую культуру и язык.