Размер шрифта
-
+

История Древнего Востока - стр. 38

Политическая структура вначале была типа существовавшей в Святой Земле; много отдельных государств со своими богами на коротких каналах, отведенных от рукавов реки, в основном по Евфрату. Но в отличие от Святой Земли, от Сирии, от Малой Азии, здесь на всем протяжении плоских равнин Двуречья сложилась достаточно однородная культура: единая вера, единый религиозный центр – город Ниппур (в Средней Месопотамии, где почитался бог Энлиль), единый язык, единый этнос. От этого времени до нас дошли и архивы: два из Урука и один из Джемдет-Насра (современное название); это архивы храмовых или государственных хозяйств, поскольку на этом этапе храмы и государства практически одно.

2.1. Письменность. Что шумеры почти сразу создали, так это письменность; выше сказано, для чего она была придумана. Ни законы, ни история в этом плане людей не интересовали; от Китая до Двуречья тех, кто создавал тексты на «вечных» материалах (а дошли лишь они), волновало прежде всего то, кто и сколько кому дал или должен дать, или какие практические шаги надо предпринять (порой с санкции божеств), или какие уже предприняты. Идея создания письменности, судя по дошедшим текстам, достаточно практическая, во всяком случае применительно к массовым текстам. (Гимны стали записывать на «вечных» материалах позднее.) Неслучайно именно техногенные общества рано создали письменность, и уж несомненно первые поставили ее «на поток».

Шумерская письменность – не то, что очень хотелось бы изучать: как всегда, первая модель была не слишком удачной. Каков принцип шумерской письменности? Один знак изображал несколько родственных понятий: заштрихованное пространство изображало небосвод, а полностью зачерненное – ночь; с другой стороны, черный и темный цвета характеризовали болезнь и так далее; каждое сложное слово составлялось по ассоциации. Это не простой протобиблский алфавит, на котором при желании можно достаточно точно записать устное сообщение и вообще все сказанное. При иероглифической же записи грамматические формы вначале обычно не фиксировались – хотя они имелись в разговоре, но в тексте их вначале часто не было. Промучившись некоторое время с таким текстом, шумеры решили облегчить себе жизнь более сложными сочетаниями (например, «камень», «гиря», «нога», соединенные вместе, означали понятие «идущий»). При чтении вслух воспринимать это трудно. Так было в ранний период; только через 400 лет появилось нечто более похожее на современный связный текст. Нужно помнить, что для письменного оформления примитивного текста и такой же по содержанию идеи: ты мне, я тебе – не было особых сложностей. Когда же начали фиксировать более сложные тексты, появились и более трудные для понимания ученых приемы. Например, знаки, означающие группы понятий, интервалы между словами и группами слов и т. д.

Страница 38