История Древнего Востока - стр. 26
4. Миграции в конце 3-го тыс. до Р.Х. В рамках региона по-прежнему периодически возникают перемещения населения, все начинают куда-то «бежать», чему указывалось множество причин, и, как правило, взаимоисключающих. В конце 3-го тыс. мы видим один из циклов массовых перемещений населения; из документов (документов уже достаточно) следует, что последние века (где три, где два) этого тысячелетия заняты непрерывными, порой кардинальными миграциями населения по всей Передней Азии и в долине Нила.
В Святой Земле имело место вторжение амореев из внутренней части дуги, из Заиорданья (2300–2000 гг. до Р.Х.). Амореи заняли свободную территорию практически везде, кроме побережья, – на городскую жизнь они существенно не повлияли, но оказали заметное воздействие на религиозную сферу, на представления о том, как люди должны общаться со своими предками после смерти. Если первоначально в Святой Земле устраивались коллективные захоронения в склепах, то с амореями приходит идея одиночного предстояния человека после смерти пред высшими силами, вне дома (реального или, как в случае с ассуарием, условно), а значит, одиночного погребения, каковой тип стал распространяться повсеместно. Еще одна особенность, связанная с приходом амореев на Святую Землю, – массовое распространение боевого оружия; короткие мечи стали принадлежностью практически каждого взрослого мужчины. В целом к хананейской традиции добавились важные черты более архаического, но этнически близкого общества.
Что произошло с амореями дальше? Как многие народы, приходившие из степей в районы с большей плотностью населения, они через несколько веков были ассимилированы хананейским населением почти полностью. То, что не случилось с древними израильтянами, произошло с амореями.
Примерно с конца 3-го – начала 2-го тыс. до Р.Х. события ветхозаветной истории начинают разворачиваться на территории Святой Земли. К этому времени исследователи, хотя и не все, относят приход Авраама. Придя сюда, Авраам встретился с праведником Мельхиседеком, царем государства, существовавшего с 3-го тыс. Мы видим, что здесь в это время жили и праведники, а не только потомки Ханаана. Связь по названию его царства (Салим) с городом Иерусалим большинство исследователей подвергают сомнению.
5. Финикийские торговцы. Наиболее динамические в социальном и экономическом развитии хананеи Восточного Средиземноморья – финикийцы. Финикия – территория побережья от устья Оронта до горы Кармил, серия узких, но чрезвычайно плодородных долин; не нужно думать, что Финикия – государство торговцев, здесь ввели в мировую практику интенсивное разведение оливок, фиников. И впервые, кажется, придумали поставлять на экспорт вино – иными словами, они торговали тем, что сами производили. Кроме того, им очень повезло исторически: только у них в изобилии росли кедровые леса. К северу почти ничего подобного не было, к востоку лесов было мало. В Палестине и Древней Сирии – во всей Святой Земле – росло много разных деревьев, но кедр почти не встречался. И в горах, которые на севере примыкают к Двуречью, тоже имелось много деревьев, кроме кедра. Высококачественное, очень прочное, долговечное дерево с приятным запахом годилось и для строительства, и для поделок, и для кораблей. Оно активно вывозилось отсюда на протяжении тысячелетий, как и знаменитая пурпуровая краска, которую производили из моллюсков, живущих только на финикийском побережье, которой красили ткани.