История Древнего Востока - стр. 28
6. Финикийские города Библ и Угарит. Что представлял собой Библ в начале 3-го тыс.? Естественно, он окружен каменной стеной, что типично для этого времени; регулярная планировка, то есть правильные широкие улицы с мостовыми, переулки, по которым могли перемещаться повозки (а запрягали в них ослов), храмы – все говорит о наличии муниципальной власти. Мы видим ту же особенность храмостроительства западных семитов, о которой раньше говорилось применительно к другим храмам этого края. Это не шумеры и не восточные семиты с их единственным большим храмом, который одновременно и государственный центр; здесь много храмов. Причем совершенно не обязательно было иметь столь же много богов – просто каждая территориальная группа внутри города имела свой «приходский» храм. Найдено немало предметов, которые верующие дарили храму, но, к сожалению, сильно фрагментированных, поэтому судить о религиозной практике трудно.
Имеются устройства для массового изготовления оливкового масла и большие склады сосудов с вином. Хорошо известно, что греки привозили вино в крепких амфорах. В Египте же такой массовой надежной посуды не создали; транспортировка производилась в непрочных кувшинах. Изготовив вино, хранили его, как греки и современные грузины, в больших глиняных бочках, пифосах, высотой порой около 2,5 м. Большое количество такой посуды найдено в руинах Библа. В пифосах вино доходило до кондиции, потом разливалось в кувшины и продавалось. Соответствующая тара найдена в большом количестве в Египте.
Еще один очень известный город находился рядом – Угарит. Там тоже имелись небольшие заводики по производству оливкового масла; мощности самих давилен таковы, что они не могли не работать на экспорт.
То, что мы знаем о побережье к северу от Святой Земли, давно убедило исследователей, что никаких возможностей для создания великой державы в этих достаточно изолированных долинах не было, в каждой из них население всегда имело свои особенности. Постепенно тут формировалась другая тенденция – нежелание объединяться друг с другом и с кем бы то ни было еще. В литературе неоднократно встречается утверждение, что данные общества обязаны своим происхождением мировой торговле, но факты 3-го тыс. до Р.Х. об этом не свидетельствуют. Основой было местное сельскохозяйственное производство, добыча лесоматериалов и раковин, а торговля была нетранзитной. Никакие шумеры ни с каким Египтом через Финикию своими продуктами не торговали. Сами финикийцы, кроме Египта, в те времена тоже никуда далеко не ездили – этим они займутся позже. Египет же выйдет в море тоже тысячелетие спустя.