Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования’ 10) - стр. 45
После 1917 года собирание, изучение и публикация источников музыкального фольклора приобрели систематизированный характер и научную основу. Следует отметить специально тот факт, что к 30-м годам было выпущено значительное число фольклорных антологий. В это же время, среди «местных фольклористов» возродилась восходящая еще к пушкинской эпохе идея создания единой национальной библиотеки фольклорных памятников.
В 1939 году в историко-филологической структуре Российской Академии наук был создан отдел народно-поэтического творчества, ставший органичной частью Пушкинского Дома и специализировавшийся на фольклорной русистике. Он стал крупнейшим звеном собирания и изучения фольклорных источников.
В начале 30-х годов был создан Карельский научно-исследовательский институт (в настоящее время – Институт ЯЛИ КарНЦ РАН), при нем начала формироваться фонотека. Исследования института охватывают и Петербургский регион. В составе института была этнографо-лингвистическая секция, перед которой была поставлена задача изучения фольклора и языков народов Карелии[127].
К 1938-1941 гг. относятся первые грамзаписи фольклора, производившиеся на использованной рентгеновской пленке. Записи на грампластинки производились А.Д. Соймоновым, К.Ф. Беловой, В.Я. Евсеевым, Н.И. Богдановым и другими сотрудниками Карельского НИИ[128]. Гибкие грампластинки «на костях» составляют ценную коллекцию северно-русского и карельского фольклора: эпические песни, сказки, причитания, лирические песни, а также произведения сказителей («сказы» и «плачи») на темы советской жизни. Гибкие грампластинки хранят голоса последнего поколения северно-русских сказителей П.И. Рябинина-Андреева, ПГ. Горшкова, М.Е. Самылина, Н.В. Кигачева, ФА. Конашкова, М.М. Коргуева, И.Т. Фофанова: 39 былин, 6 исторических песен, 3 баллады, 28 сказок, 17 «былин» советской эпохи, в единичных записях песни и частушки. Хорошо представлен репертуар ФА. Конашкова: 25 былин. Уникальной является запись знаменитого былинного напева сказителей Рябининых от Петра Ивановича Рябинина-Андреева (Королевичи из Крякова). Основная часть записей была сделана в отрывках, поскольку пластинка позволяла записывать всего несколько минут звучания.
Карельский фольклор в грамзаписях представлен меньше: 5 рун, 8 причитаний, 5 сказок, 10 песен и 15 «плачей» на советскую тематику (также в отрывках). Больше всего записей было сделано от известной карельской сказительницы А.Ф. Никифоровой из с. Вохтозеро. От сказителя Т.Е. Туруева из средней Карелии записаны былины, сказки и другие произведения, от А.В. Ватчиевой и М.Михеевой – карельские причитания, песни. В единичных записях представлены другие исполнители. Записи на грампластинки производились А.Д. Соймоновым, К.Ф. Беловой, В.Я. Евсеевым, Н.И. Богдановым и другими сотрудниками Карельского НИИ. Последние грамзаписи датируются маем 1941 года. В годы Великой Отечественной войны грампластинки вместе с другими архивами были вывезены в эвакуацию. Обратно они вернулись не полностью, так как частично были утрачены во время переезда. То, что удалось сохранить, составляет большую научную и культурную ценность. Целью создателей этой коллекции была запись живых голосов самых лучших исполнителей русского и карельского фольклора. В послевоенные годы появились новые средства звуковой записи – магнитофоны, открывшие новые возможности в собирательской работе.