Размер шрифта
-
+

Историк и власть, историк у власти. Альфонсо Х Мудрый и его эпоха (К 800-летию со дня рождения) - стр. 25

), представляющей собой перевод трактата «Золотые частички» (Bocados de oro или Bonium), около 1240 г. издал фуэро Валенсии (Fori Valentiae) – по сути, комментарий к Кодексу Юстиниана, а в 1247 г. обнародовал фуэро Арагона (Fori Aragonum), другой свод законов, дать определение которому несколько сложнее[23]. В Каталонии мы не находим ничего подобного, но это объясняется тем, что на этих территориях действовала Вестготская правда, и решение 1251 г. о ее отмене также указывает на причины, по которым здесь так и не удалось утвердить новый свод законов. Таким образом, одна и та же традиция развивалась с различными особенностями. Альфонсо Х был первым, кто дал Кастилии свод законов. Итог его деятельности – «Книга законов» для всех его подданных, для всех земель и их жителей, называемая «Семь Партид», была следствием объединения всех его королевств в единое целое.

По изложенным выше причинам в данный момент не следует вновь обращаться к этой концепции. Кроме того, как указано в одной статье 2020 г., «Иглесиа Феррейрос начал ожесточенную дискуссию на эту тему в своих многочисленных исследованиях, написанных в 1980–1986 гг. Тогда, в 1986 г., появилась его наиболее авторитетная работа, выдвинувшая образцовую концепцию в этой области, которую в том же году развил Крэддок»[24].

Объяснение, данное мной так называемым «загадкам Партид», ограничивается лишь причинно-следственной связью между событиями, книгами и документальными свидетельствами: в соответствии с рукописной традицией, «Королевское фуэро», в основном предназначенное для Кастилии и обеих Эстремадур, не имевших своего королевского законодательства, с 1255 г. стало распространяться посредством личных пожалований в виде привилегий. К этому времени относится начало работы над «Зерцалом», так и оставшимся незавершенным. В марте 1256 г. в Сорию прибыло посольство из Пизы для того, чтобы предложить Мудрому королю выдвинуть свою кандидатуру в качестве претендента на престол Священной Римской империи[25]. Это предложение привело к прекращению работы над «Зерцалом», и в канун дня Св. Иоанна началась работа над Партидами. О незавершенности «Зерцала» очевидным образом свидетельствуют сохранившиеся списки, с одной стороны, и, с другой, внутренние отсылки, точные, когда речь идет о законах первых пяти книг, единственных сохранившихся, и неточные, когда относятся к содержанию следующих книг, при этом восьмая книга, ссылка на которую присутствует, не должна была стать заключительной. Если принять предположение Крэддока о том, что составление Партид было завершено в 1267 г., закон о введении их в действие по времени совпадает с прологом. Их распространение было осложнено не только объемом текста, но и начавшимся в 1270 г. мятежом знати, направленным против Альфонсо Х. На кортесах в Саморе, созванных в 1274 г., было достигнуто соглашение, согласно которому впредь все тяжбы следовало подразделять на королевские и подлежащие рассмотрению на основании фуэро. В отношении первых применялось королевское законодательство, тогда как вторые велись в традиции, предшествовавшей началу законотворческой деятельности Альфонсо Х.

Страница 25