Размер шрифта
-
+

Историк и власть, историк у власти. Альфонсо Х Мудрый и его эпоха (К 800-летию со дня рождения) - стр. 24

: таким образом складывается общество, так называемая res publica christiana, чьи истоки Исидор Севильский относит ко временам вестготского королевства; общество, в котором задачей короля после прихода мусульман было вершить правосудие светское, для чего необходимо было определить божественный порядок творения. Папе при этом отводилась подобная задача в области правосудия духовного[15].

В этот период на полуострове еще действуют некоторые старые, освященные авторитетом Вестготской правды, законы, которые сосуществуют с привилегиями, раздаваемыми новыми королями при распределении своих земель. Новые законы появляются в XIII в., и их редакции способствует восстановление права, которое несколько неточно называют ius commune (общее право)[16].

В этом столетии складывается ситуация, когда короли, позиция которых уже достаточно упрочилась, стараются расширить свою власть – свои привилегии. Это новое положение дел описывает Э. С. Проктер, отмечая, что Альфонсо Х правит многосоставным королевством, о чем свидетельствует применяемое титулование: «Дон Альфонсо Божией милостью король Кастилии, Толедо, Леона, Галисии, Севильи, Кордобы, Мурсии, Хаэна и Алгарве»[17]. Нечто похожее можно было бы сказать о Хайме I, который в те годы носил титул «дон Хайме Божией милостью король Арагона, Майорки, Валенсии, граф Барселоны и Урхеля и сеньор Монпелье»[18]; Фридрих II в момент обнародования конституций именуется следующим образом: ««Imperator Fridericus semper Augustus, Ytalicus, Silicus, Ierosolimitanus, Arelatensis, Felix, Pius, Victor et Triumphator»[19]. Тем не менее непосредственный преемник Хайме I, его сын Педро Великий, захватив Сицилийское королевство, подписывается как король Арагона и Сицилии: «Nos, Petrus, dei gracia rex Aragonum et Sicilie»; «Signum Petri Dei gratia Aragonum et Sicilie regis»[20].

Сейчас нет возможности останавливаться на этом различии, но необходимо подчеркнуть, что я исхожу из существования королевства, состоящего из нескольких королевств. Для того чтобы понять, о чем далее пойдет речь, необходимо учитывать, что в титуле Альфонсо Х упоминаются королевства, к моменту его правления существовавшие уже только формально, поскольку после последнего объединения Леона и Кастилии существовали только кортесы, называемые кастильско-леонскими или кастильскими, хотя после 1230 г. время от времени могли происходить созывы, отдельные для Кастилии и Леона[21].

Фридрих II обнародовал в 1231 г. в Мелфи книгу конституций для подданных Сицилийского королевства[22]; Хайме I, которому приписывают авторство «Книги мудрости» (

Страница 24