Истоки постмодернизма, краткая история авангарда. Памятка искусствоведа
1
Иначе известный как «пуантилизм» или «дивизионизм».
2
В ряде случаев корректной заменой термину «абстрактный экспрессионизм» может служить термин «ташизм», поскольку последний представляет собой частную разновидность первого. Тем не менее, эти термины нельзя назвать полностью тождественными, т.к. при сходстве идеологических установок и творческих методик они не идентичны в хронологическом, географическом и персональном отношении.
3
В честь святого покровителя художников.
4
Вообще, год выхода «Сердечных излияний» (1779) считается началом немецкого романтизма, ещё не оформившегося в частностях, но уже обозначившего основные тенденции. Впрочем, влияние Ваккенродера не ограничивается исключительно немецкой литературой: произведения писателя оказали огромное влияние на русских романтиков первой половины XIX века, противопоставлявших свои устремления классической теории – славянофилов, которым близка эстетика идеализации родной старины, свойственная для немецкого романтизма; к наиболее значимым фигурам относятся члены литературно-философского кружка «Обществолюбомудрия», такие как Владимир Фёдорович Одоевский (1803—1869), Степан Петрович Шевырёв (1806—1864) и другие.
5
Наиболее значимой фигурой немецкой фресковой живописи для назарейцев, бесспорно, являлся Альбрехт Дюрер, причёска которого (вновь введённая в моду Овербеком) называлась «alla nazarena». Выказывая своё почтение Дюреру, «Альбрехту из Нюрнберга», Франц Пфорр называл себя «Альбрехтом с Майна».
6
Кто-то вернулся домой в Австрию, кто-то в Швейцарию и т. д. Лишь Овербек остался доживать свой век в Италии. После смерти молодого Франца Пфорра от туберкулёза в 1812 году – члены Союза покинули монастырь и больше его не посещали.
7
Наиболее отличившимся на этом поприще был Петер Йозеф фон Корнелиус, директор Академии в Дюссельдорфе, Берлине и Мюнхене.
8
…механизма «Барнеби Раджа»… – Роман Диккенса «Барнеби Радж» печатался весной 1841 г. частями. Познакомившись с первыми 11 главами, По предсказал в своей рецензии дальнейшее развитие фабулы.
9
Диккенс в письме к По от 6 марта 1842 г. указывал, что свой широко известный роман «Калеб Вильямс» (1794) английский писатель и философ Уильям Годвин (1756—1836) писал не совсем обычным способом: сначала был закончен третий том, затем второй и лишь на заключительной стадии работы – первый. Об этом рассказал сам Годвин в предисловии к изданию книги 1832 г.
10
Постоянными посетителями были Ги де Мопассан (1850—1893), Поль Верлен (1844—1896), Клод Дебюсси (1862—1918), Эрик Сати (1866—1925), Каранд`Аш (Эммануил Яковлевич Пуаре, 1858—1909), Жюль Лафорг (1860—1887), Альфонс Алле (1854—1905), Шарль Кро (1842—1888), Леон Блуа (1846—1917), Жан Мореас (урождённый Яннис Пападиамандопулос, 1858—1910), Морис Роллина (1846—1903), Аристид Брюан (1851—1925), Альбер Самен (1858—1900), Жан Лоррен (1855—1906), Поль Синьяк (1863—1935), Жанна Авриль (1868—1943), Иветта Гильбер (1865—1944), Август Стриндберг (1849—1912) и другие. Позднее был создан журнал «Чёрный кот», отображавший дух столетия, в котором печатались многие из завсегдатаев. Закрытие легендарного варьете огорчило многих гостей города, прибывших на Всемирную выставку 1900 года (в их числе был и Пабло Пикассо (1881—1973)). Со временем, у «Чёрного кота» появилось множество подражателей в различных городах Европы.
11
Несмотря на то, что Казимир Малевич указал на обратной стороне холста 1913 год, фактически картина была написана 8 июня 1915 года. Дело в том, что художник принял в качестве исходной даты сам момент возникновения замысла супрематизма.
12
Речь, разумеется, шла о Людвиге Ван Бетховене (1770—1827).
13
К слову сказать, сын Пьера Огюста Ренуара, известный кинорежиссёр Жан Ренуар (1894—1979), является выдающимся представителем авангарда в кинематографе, а его наиболее значимые фильмы «Великая иллюзия» (1937) и «Правила игры» (1939) официально входят в список «Лучших кинокартин всех времён и народов». Журнал «Sight & Sound», издающийся с 1932 года (с 1934 – под эгидой Британского Института Кино, начав первым в истории публиковать списки величайших творений кинематографа со всего мира), определил Жана Ренуара на четвёртое место в списке лучших режиссёров всех времён.
14
Жюль и Эдмунд де Гонкур.
15
Дата написания – 1871 год, публикации – 1872 год.
16
К слову сказать, Модильяни, пользовавшийся колоссальным успехом у женщин, был первым любовником великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (1889 – 1966), которая, как и многие любовницы Амадео, позировала для его картин. В настоящее время работы Амадео Модильяни (преимущественно изображающие обнажённую женскую натуру) пользуются баснословной популярностью и стоят целые состояния, но, к сожалению, яркая, но короткая жизнь Модильяни была весьма нелёгкой – картины не продавались, жизнь была голодной, а здоровье – слабым. В юном возрасте он переболел плевритом и тифом (в период лихорадочного бреда Амадео решил посвятить свою жизнь искусству), а в последний год жизни страдал от туберкулёза.
17
Полное имя – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.
18
Настоящая фамилия – Плумпе.
19
Первоначально режиссёром должен был стать Фриц Ланг, но несмотря на то, что Ланг был вынужден принять участие в другом проекте – предложенные им идеи были использованы в кинокартине.
20
Премьеру данного фильма в США даже пытались сорвать, прикрывая банальный коммерческий интерес соображениями идейного характера: американские ветераны Первой Мировой Войны обращались к зрителю с призывами избегать киноиндустрии «врага». Но, тем не менее, кассовые сборы были довольно высоки.
21
«Les fauves». Собственно, термин «фовизм» происходит от французского «fauve» – «дикий».