Размер шрифта
-
+

Истоки постмодернизма, краткая история авангарда. Памятка искусствоведа - стр. 31

Придерживаясь подобных взглядов, я добавил в стихотворение две заключительные строки, скрытый в которых намек стал пронизывать все предшествующее повествование. Подводное течение смысла делается ясным в строках:

Не терзай, не рви мне сердца, прочь умчися на простор!
Каркнул Ворон: «Nevermore».

Можно заметить, что слова: «не терзай, не рви мне сердца» образуют первую метафору в стихотворении. Они вместе с ответом «Nevermore» располагают к поискам морали всего, о чем дотоле повествовалось. Читатель начинает рассматривать Ворона как символ, но только в самой последней строке самой последней строфы намерение сделать его символом непрекращающихся и скорбных воспоминаний делается ясным:

И сидит, сидит с тех пор он,
Неподвижный черный Ворон,
Над дверьми, на белом бюсте —
Там сидит он до сих пор,
Злыми взорами блистая, —
Верно, так глядит, мечтая,
Демон; тень его густая
Грузно пала на ковер —
И душе из этой тени,
что ложится на ковер,
Не подняться —
nevermore!».

Фумизм

Дословно термин «фумизм», изобретённый писателем, поэтом, чиновником и основателем «Общества гидропатов» Эмилем Гудо, можно перевести с французского как «дымистика» и охарактеризовать как «искусство пускать дым в глаза».

1878 Эмиль Гудо (1849 – 1906) основал закрытый («артистический») кружок поэтов, писателей и драматургов, названный им «Обществом гидропатов» или «Клубом водолечения».

1879 – выходит газета «Гидропат» (позднее – «Гидропаты», затем – «Весь Париж»). Газета выходит в течение года, на момент её закрытия издан тридцать один выпуск.

1880 – в среде гидропатов возникает движение «фумистов», возглавляемое Альфонсом Алле (1854 – 1905) и Артуром Сапеком (настоящее имя – Эжен Батай). «Альфонс Алле, глава Фумистической Школы, один из самых известных и любимых персонажей Латинского квартала, где он уже давно стал известен благодаря своей прекрасной весёлости и острому уму», – пишут в передовой статье журнала «Гидропат», от 28 января 1880 года. В ряды фумистов вступают уже не только лишь литераторы, но также представители любых творческих направлений, художники и композиторы. В выпуске «Гидропата» за 12 мая 1880 года присутствует фраза за авторством Жоржа Фражероля: «Искусства должны стать фумизмом, или – их не станет».

1881 – последнее собрание «Общества гидропатов» проходит на Монмартре. Родольф Салис открывает своё знаменитое артистическое кафе «Чёрный кот»10, ставшее своего рода меккой для всей европейской богемы тех времён, в том числе – для новых фумистов и бывших гидропатов.

1882 – в октябре этого года состоялась первая выставка фумистов (выставка «

Страница 31