Истоки американо-китайских отношений - стр. 4
Миллер посвятил свою работу сообществу американцев китайского происхождения и их возрастающему чувству собственного достоинства. В этом сразу же проявилось отношение Миллера к китайцам как к тем, кто достоин уважения и имеет основания бороться за уважение другими их достоинства, а эти другие, другие американцы, недостаточно уважают или уважали в прошлом достоинство китайцев, на что прозрачно и намекает Миллер. В то же время у профессора Миллера имеется представление об этих китайцах как о людях, которые сами себя относят к числу американцев, у которых исторически китайское происхождение.
На самом деле речь изначально и вплоть до настоящего времени идет о китайцах, которые так или иначе осознанно или неосознанно стремятся или вынуждены оставаться чжун го жэнь – «людьми Китая, людьми центрального государства», китайцами, своего рода «собственностью, имуществом» нации Китая, КПК, руководителя или руководителей КПК, находясь в Америке. И мало того, чувство собственного достоинства китайцев, пропагандируемое руководителями КПК – КНР, таково, что они считают себя самой главной нацией на Земле и при этом полагают, что американцы обязаны китайцам, что за американцами есть исторические долги.
Важно обратить внимание на тот факт, что единственными иммигрантами, на пути въезда которых в США в XIX веке был поставлен барьер, причем в форме закона, были китайцы. В свое время антипатия американцев по отношению ко всем «не белым» предлагалась как объяснение появления в 1882 году закона о недопущении китайцев (исключении их из числа людей, желавших приехать в Америку) в США.
В XX столетии в США появилась характеристика сообщества китайцев в Америке как угрозы обществу, преданному идеалам свободы и американского патриотизма. При этом звучало и настойчивое требование ко всем новичкам пускать корни в американскую почву и принимать условия существования и жизни в Америке.
Профессор Миллер предложил еще более новый на то время взгляд на проблему. С его точки зрения, антикитайские настроения носили общенациональный или всеамериканский характер и не были только локальным явлением. Дело было не в том, чтобы не допускать, скажем, в Калифорнию китайских рабочих-кули; дело было не в «заговоре» только калифорнийцев против китайской иммиграции. Речь шла о столкновении чрезвычайно контрастирующих между собой культур и ценностей. События и их развитие в середине XX столетия и далее подтвердили все это.
Те люди, которые в XIX веке формировали американское общественное мнение, рисовали китайцев как фактически уникальное сообщество людей, являющихся рабами, идолопоклонников, приверженцев древних традиций, политически сервильных, морально развращенных и отвратительно ущербных. Китай при этом виделся как никоим образом не приемлющий идеалы прогресса XIX века, свободу и цивилизацию, которым была предана современная для того времени Америка. Выдающийся американский мыслитель Ральф Уолдо Эмерсон был абсолютно убежден в безнадежной отсталости китайцев. По контрасту японцы вызывали в Америке восхищение тем, что их страна активно модернизировалась, почти принимая американские ценности и надежды. Речь идет об отношениях между разными культурами и народами в современном мире.