Исследование взаимоотношений в Российской Армии - стр. 53
Но главное не это. Уставы действительно впитали в себя всё, что было сказано об армейских приказе, иерархии, дисциплине и дрессировке. При этом они были созданы не как абстрактная дань правовой сфере, а как инструмент обеспечения всех этих особенностей армейской жизни на практике. Они созданы, прежде всего, чтобы ограничить коммунальную стихию в интересах эффективности армии. Они не отменяют её совсем, потому что это в принципе невозможно, а лишь развивают и направляют отдельные её элементы, подавляя тем самым другие её элементы, и устанавливают некоторые дополнительные методы и правила, позволяющие осуществить подобное на практике. Уставы также пытаются придать немного цивилизованности армейским отношениям, сделать их более терпимыми для людей. В них кристаллизован опыт многих веков экспериментов над социальной организацией армии, и собраны в них не абстрактно-правовые благозвучные нормы, а вполне конкретные и реальные социальные механизмы, выработанные на протяжении всё тех же веков. Причём уставы нужны не только командирам, но и самим солдатам для облегчения службы: само подчинение некоему Уставу для солдата гораздо менее унизительно, нежели своему сотоварищу-сержанту.
Одновременно уставы не только фиксируют сложившиеся «естественным» путём указанные механизмы, возникшие в процессе исторического творчества людей, государств и обществ помимо правовой сферы, которые, в принципе, могут воспроизводиться и без них в силу сложившейся практики, но и вносят в них коррективы, и устанавливают дополнительные механизмы и средства обуздания коммунальной стихии, направления её в русло повышения эффективности армии. В этом своём качестве они уже не просто сложившиеся правила поведения, но установленные по правилам правовой сферы юридические нормы, пусть и несоответствующие принципам западного права. Поэтому можно констатировать, что уставы возникли именно как часть социальной организации типа обществ; ибо только в обществах выделилась правовая сфера и возникли её специфические правила организации и воспроизводства.
Как естественные, так и искусственные правила уставов направлены на обуздание коммунальной стихии и на поддержание эффективности армии. О ключевых естественных механизмах мы уже говорили и уже выделили их как особые социальные феномены, о вспомогательных же и искусственных речь пойдёт в следующей части. Здесь мы отметим только то, что уставы в армейской жизни исключительно важны и стоят здесь в одном ряду с приказом, иерархией и дрессировкой: их вбивают в головы и в поведение каждого солдата. Особенно важны они тем, что заставляют солдата ощутить свою причастность не к отдельному коллективу, а к огромной и мощной структуре всей армии вообще, почувствовать себя её винтиком и через эту причастность ощутить гордость своим положением. Да, солдаты лишь винтики в этой грандиозной структуре, но они такие же винтики, как и офицеры: пусть маленькие, но гордые. Устав пытается привить солдатам и офицерам эту гордость, для чего устанавливает и определённые правила обращения, элементы цивилизованного общения. Даже отношениям в рамках приказов и армейской иерархии он стремится придать более цивилизованный облик – хотя бы внешне. Ярким примером может служить воинское приветствие (ладонь под козырёк), которым обязаны обмениваться все военнослужащие, вне зависимости от служебного положения.