Размер шрифта
-
+

Исследование взаимоотношений в Российской Армии - стр. 52

В армии, как и в остальном обществе, действуют следующие аксиомы человеческого поведения. Человек стремится не действовать во вред себе, препятствовать действиям других во вред ему, избегать ухудшения условий своего существования, отдавать предпочтение лучшим условиям существования. Посему он старается в первую голову обезопасить себя, даже если придётся подставить других. В армии человек особенно старается сбросить с себя ответственность или перевести её на кого-нибудь другого и обучается этому самим ходом жизни – потому что, если он не сбросит с себя ответственность, а добровольно возьмётся за исполнение сопряжённого с ней дела, то и отвечать за результат будет он сам. Недаром говорят: инициатива в армии наказуема. После того, как человек несколько раз обожжётся, он будет всеми правдами и неправдами стараться не только избежать проявления инициативы, но уйти от всего, что на него пытаются взвалить окружающие. Не нести ответственности ни за что – самая выгодная социальная позиция, а если при этом можно ещё и использовать своё положение для улучшения своего материального благосостояния, то такая позиция становится некоей идиллией военнослужащего.

Особенность армии в том, что на такое поведение человек вынуждается самими условиями окружающей социальной реальности: ему буквально вбивают их, заставляя усваивать; правда, не напрямую, а косвенно, через вбивание социально-полезных для самой армии качеств. И если он отказывается их усваивать, служить ему будет крайне тяжело. Для лучшего усвоения используются наиболее примитивные, зато и наиболее эффективные методы воздействия, благодаря чему для полного воспитания бойца в армейском духе требуется довольно мало времени. Кадровый же офицер обычно приходит в войска с уже вдолбленными основами поведения. Лишь отдельные исключения за пять лет обучения и воспитания в армейском духе могут сохранить какие-то элементы Человечности.

Устав

Воинские уставы с самого своего появления формировались как особое явление, выходящее за рамки общей правовой сферы общества. В то же время они являются и необходимым её элементом. Особенность уставов как элемента правовой сферы в том, что они зиждутся на совершенно иных принципах, нежели те, на которых строится современная правовая сфера (например, так называемые права человека, являясь принципами правовой сферы ряда современных развитых обществ, не являются таковыми для уставов). Общие правовые принципы стали уже самодовлеющими при создании новых правовых норм и при претворении в жизнь старых, а вот уставы вызрели и постоянно воспроизводятся на совершенно иной основе. Если рассматривать их с точки зрения правовой сферы, то к ним больше подходит статус подзаконных актов, причём, глубоко ведомственного характера. Для специалистов-юристов не секрет, что такие акты часто сильно искажают правовые нормы-законы и используются в государственных структурах в основном для служебного пользования – особенно это относится к тем из них, которые разрабатываются для установления внутренних правил поведения в соответствующих органах, установления субординации, требований к сотрудникам, взаимоотношений и субординации с другими органами и т.д. Но и в таком ключе рассмотрения уставы имеют уникальную специфику, будучи направлены на поддержание специфически армейской дисциплины, на безоговорочное следование приказам, абсолютный характер социальной иерархии и армейскую дрессировку.

Страница 52