Размер шрифта
-
+

Искусство тетриса - стр. 56

Главная черта самооправдания – это отсутствие у человека честности перед самим собой. Признавая эту силу, человек способен найти оправдание своим поступкам даже в том случае, когда он признаёт, что был в чём-то неправ. Он может не только признавать собственную слабость, но даже и выставлять её в качестве своеобразной индульгенции. В этом случае фразы типа: «я просто человек», «а кто не без греха?», «я предпочитаю не думать о плохом», становятся универсальными лозунгами по жизни. Даже расхожую фразу: «Кто старое помянет, тому глаз вон», человеки приводят лишь частично, практически сознательно упуская вторую, более значительную её часть: «а кто забудет – тому оба». Попадая под жернова самооправдания, человек напрочь теряет способность к твёрдым логическим рассуждениям. Это приводит к тому, что допущенная ошибка успевает обрасти таким количеством последствий, что с ней уже ничего поделать оказывается нельзя. Кроме того, шоры самооправдания не позволяют человеку увидеть собственные пороки, страхи и прочее и прочее. Человек, даже интеллектуально зная, что однозначно вредно, например, беспорядочные сексуальные отношения или изрядные дозы алкоголя, всё равно не может себе отказать в этой «слабости». Оправдывая себя, человек может всё поставить с ног на голову, придавая какой-нибудь своей черте характер невинной шалости, не замечая, что эта «шалость» обходится окружающим весьма дорого. Или бывает наоборот, он может оправдать своё поведение каким-то другим поступком, абсолютно не имеющим к нему отношения. В ход могут пойти и совсем уж старые заслуги, что в конечном итоге перерастает в примитивный шантаж. Почему-то в этом случае про старое не только предпочитают помнить, о нём стараются говорить при каждом удобном случае.

Самое «странное» – это то, что вести об этом разговоры, всё равно что переливать из пустого в порожнее. Эта тема настолько хорошо всем известна, что лишняя болтовня по этому поводу может только навредить тем, что даст человеку дополнительный повод для самооправдания – «я же об этом думаю, а значит, пытаюсь это исправить». Гораздо лучше вместо этого взять, да и просто начать выводить собственную натуру на чистую воду. А для этого надо всего-то перестать потакать совершенно пустому страху, что все окружающие враз изменят своё отношение. Этот страх абсолютно пустой, во-первых, потому что процесс копания в себе сугубо интимный и не подлежащий огласке. Во-вторых, возникающие изменения окружающие могут оценить совершенно иначе, то есть крайне позитивно. В-третьих, сам этот процесс как раз и направлен на то, чтобы добиться подобных изменений. В-четвёртых, человек делает это по собственной инициативе, то есть ему совершенно при этом наплевать на всех, он сам желает измениться. Одним словом, все знают, как бороться с этим пороком, но не все обладают для этого достаточной волей или могут расстаться со своим выгодным положением. Ну, да ладно, продолжим тему для тех, кто считает, что вполне способен перестать врать самому себе.

Страница 56