Искусство манипуляции. Думай так, как я хочу - стр. 56
• Квалифицирование. Мы добавляем к существующему выражению лица еще одно (например, изображаем улыбку, чтобы скрыть грусть).
• Моделирование. Мы меняем интенсивность выражений на лице, делая их более или менее яркими. Это достигается за счет активности лицевых мышц и промежутка времени, в который они задействованы.
• Фальсификация (симулирование). Мы показываем чувства, которых на самом деле не испытываем. Существуют и другие варианты, например мы пытаемся не выдавать свои чувства (нейтрализация) или замаскировать их под другие (маскировка).
Чтобы другие поверили нам, мы должны хорошо владеть мышцами лица. Это особенно удается детям, которые с удовольствием «корчат рожи» перед зеркалом. С возрастом эта способность ухудшается, поэтому мы часто понятия не имеем, как выглядим в той или иной ситуации. Иногда у нас просто нет времени подготовиться, и мы делаем все как бы в надежде, что это «прокатит».
Самое сложное – нейтрализовать свои чувства, сделать вид, что ты их не испытываешь, особенно если чувства эти сильные и искренние. Часто лицо (помимо воли человека) превращается в маску, и собеседник сразу понимает, что здесь что-то не так, и пытается узнать, что от него скрывают. Поэтому лгуны предпочитают маскировать одни чувства другими. Вы уже знаете, что при маскировке мы задействуем в основном нижнюю часть лица. Это означает, что наши глаза, брови и лоб выдают наше истинное состояние (см. Глава пятая. Чувство и чувствительность).
Другой, наиболее распространенный способ маскировки – это улыбка. У Чарлза Дарвина была на этот счет целая теория. Он говорил, что чаще всего мы стремимся замаскировать негативные эмоции, а при улыбке задействованы совсем другие мышцы, которыми в этот момент легко управлять.
На предыдущих фото (см. раздел Семь самураев) вы видели разницу между искренней и неискренней улыбками. Искренняя улыбка всегда симметричная: оба уголка рта одновременно приподнимаются вверх. Фальшивая улыбка вполне может быть асимметричной (один уголок рта приподнят). Улыбка одним уголком рта может говорить и о презрении или отвращении к собеседнику (вспомните Ёрана Перстона). Искренне улыбающийся человек улыбается не только губами, но и глазами тоже.
Актеры, чтобы казаться искренними, стараются перед тем, как улыбнуться, вспомнить что-то приятное, чтобы радость была настоящей. Нужно также помнить, что настоящая улыбка, в отличие от фальшивой, не появляется внезапно: человеку нужно время, чтобы осознать радость. А вот чтобы изобразить ложь, достаточно одного импульса.