Размер шрифта
-
+

Иркутская археология: газетный компендиум советского периода. Часть VI. 1981-1991 гг. - стр. 31

О непреходящей ценности писаниц Саган-Забы страстно и увлеченно пишет их исследователе академик А. П. Окладников: «Петроглифы в бухте Саган-Заба с их грандиозной некогда, но и до сих пор поражающей своими масштабами многофигурной композицией антропоморфных изображений, представляет собой уникальное явление среди всех других наскальных изображений Сибири.

Наскальные иероглифы Саган-Заба с его рядами увенчанных рогами, танцующих древних шаманов, обращенный к вечно волнующимся водам Байкала, – тэ-кой же величественный и такой же неповторимый в своей монументальности, как и сам Байкал – озеро-море внутренней Азии. Петроглифы Саган-Заба – подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Сибири. Второго такого памятника этой эпохи нет на всем ее пространство от Урала до Тихого океана».

На вершине утеса узкое входное отверстие диаметром около метра ведет наклонным ходом в пещеру, представляющую собой большой темный зал с горизонтальными ответвлениями, одно из которых, самое большое, заканчивается глубокой, расширяющейся вниз ямой. В начале века местными жителями на дне пещеры были найдены остатки предметов железного века – обломки глиняной посуды, кости различных животных. Одна из бурятских легенд гласит, что в пещере зарыто золото, которое привезли на верблюдах и собирались переправить через Байкал.

Неудивительно поэтому, что с древнейших времен Саган-Заба считалось священным местом у населения, о чем свидетельствуют обожженность скалы и ее задымленность около петроглифов. следы жертвенных кострищ и шаманских плясок, находки в трещинах старинных монет, волос, полосок материи – жертвоприношений духу – хозяину скалы. Поэтому постоянны проявления и противоборствующих сил: монахи Посольского монастыря, пытаясь подорвать влияние шаманства на местное население, выбили на скале два креста.

А в наше время надпись «А. 3. Первушин, 1966» уничтожила сразу группу ценных рисунков. Лишь по счастливой случайности скала со всеми ее священными реликвиями уцелела, когда рядом организовали карьер и с помощью взрывов начали добывать мрамор. Рядом с древними появилась целая галерея современных «художников», которые совершенно реально угрожают целостности бесценных творений.

Решениями Иркутского облисполкома утес Саган-Заба объявлен памятником природы, истории и культуры. Однако контроль за выполнением этого решения полностью отсутствует – об этом говорит продолжающееся разрушение петроглифов различными способами. По-видимому, природоохранительной организации и Ольхонскому райисполкому следует пересмотреть свое отношение к бесценному созданию природы и человека.

Страница 31