Размер шрифта
-
+

Иран: 100 и 1 персидская история - стр. 18





Только представьте себе: когда картину рисует художник, он всегда может убрать или стереть неверный штрих. Но одно неверное движение «галама» (чекана) мастера – и ошибку практически невозможно исправить. Основными центрами производства чеканных изделий остаются Кашан, Исфахан, Керман и Шираз. Саму работу можно поделить на три этапа:

1. Изготовление основы. Брусок серебра или металла «разгибают», используя кузнечные инструменты.

2. Изготовление сосуда. Вначале грациозным вазам придают соответствующую форму, чтобы над ними мог поработать чеканщик. В давние времена серебряные и золотые сосуды делали для шахов и богатых сановников, при этом мастера или целые мастерские соревновались в красоте получившейся чеканки.

3. Чеканка. Готовые формы наполняют битумом, чтобы в процессе чеканки вазы не потеряли форму. Для чеканки мастера используют лишь несколько стальных чеканов (резцов) и молоток. Различают два вида чеканки:

• микрогравировка («сийях-галам») включает традиционные арабески, персидские миниатюры и т.п. Этот вид чеканки предполагает игру мастера со светом и тенью.

• рельефная гравировка («джонде-кари») также включает различные сюжетные картины. Мастера изображают цветы и птиц, здания, выводят сложные каллиграфические узоры. Но главное здесь – трехмерность гравировки, ее глубина.



Наиболее изысканные изделия из драгоценных металлов, как правило, сочетают оба вида чеканки.

4. Завершение работы. Сосуд нагревают, чтобы извлечь битум (более простые медные изделия также лудят, чтобы ими можно было пользоваться на кухне). Работа закончена! Но жизнь сосуда из драгоценных металлов только начинается – сделанный сегодня, он уже через 30-50 лет превратится в дорогой антиквариат и музейное произведение искусства.

Гаханбар – зороастрийский праздник и обряд

Согласно верованиям зороастрийцев, Ахура-Мазда (единый Бог) создал мир в течение 6 дней (фаз), каждый день создавая одну из стихий или те или иные живые существа: небеса, воду, землю, растения, животных и человека. Вот почему приверженцы зороастризма отмечают Сотворение мира с помощью 6 праздников («гаханбаров») – 6 раз в год. Каждый из гаханбаров длится по пять дней.



Эта традиция призвана выразить благодарность Богу-Создателю и творениям Божиим. Она позволяет укрепить чувство братства среди людей. Каждый такой праздник должен напоминать им им об их корнях и о благих делах, которые должен творить каждый зороастриец (как, например, благотворительные пожертвования).

Из 140 000 зороастрийцев в мире, около 20 000 проживает в Иране (вторая по численности община, после индийской, составляющей 70 000 человек).

Страница 18