Иран: 100 и 1 персидская история - стр. 17
Интересная черта иранского этикета: в любой ситуации, если приходится встать/сесть к собеседнику (или просто спутнику, незнакомцу) спиной, необходимо извиниться: «Простите, что я к Вам спиной» («бебахшид, поштам бе шома»). Эти слова может произнести даже таксист, к которому вы сели на заднее сиденье! Кстати, иранцы изобрели изящный ответ на это извинение: «У цветка спины не бывает» («голь пошт-о-ру надаре», т. е. с вами хорошо в любом случае).
Бордже-Милад – самая высокая башня Ирана
Бордже-Милад («Башня Рождества», построенная на северо-западе Тегерана, составляет 435 м в высоту и является 6-й по высоте башней мира и самой высокой в Иране. Площадь купола башни – 23 000 кв. м, что делает его одним из самых больших по масштабу полезной площади в мире среди сооружений подобного рода.
Башня выполняет сразу несколько функций. На ней размещено телекоммуникационное оборудование, а внутри купола расположен врашающийся ресторан с панорамным видом на Тегеран. Здесь также имеется пятизвездочный отель, конференц-центр, торговый центр и компьютерный парк. Для посетителей предусмотрены обзорные площадки.
Строительство башни началось в 1997 г., по проекту Мохаммада Резы Хафези, а торжественное открытие здания провели в 2008 г. Башня Милад стоит на холме, и ее видно практически из любой части иранской столицы. Она стала новым символом Тегерана.
Общий вес сооружения составляет 161 000 тонн (столько же весят, например, 3 578 танков). Было проложено 25 км трубопроводов (что в 4,5 раза больше высоты Демавенда – высочайшей вершины Ирана). На постройку башни ушло около 9 000 ламп и 100 000 болтов – а также 1 300 000 человеко-дней! Причем средний возраст самоотверженно трудившихся инженеров и конструкторов составлял всего 31 год.
Галамзани – персидская чеканка по металлу
Восточное искусство чеканки, позволявшее создавать чудесно украшенные сосуды, известно с давних пор. В Иране старейшим искусством ремесленников считается именно такая «гравюра на меди». Медную посуду и изделия ручной работы в Иране по сей день находят археологи, раскапывающие поселения, занесенные песками тысячи лет назад.
Разумеется, сегодня мастера используют и другие материалы – золото и серебро, и нередко мастерство чеканщиков, выписывающих изумительные узоры, так высоко, что «грамм рисунка» стоит дороже грамма золота или серебра.
На изготовление одной вазы у истинного творца порой уходит по несколько лет, люди и звери на его «картинах по металлу» выглядят как живые, и каждый сантиметр сосуда покрыт тем или иным хитроумным орнаментом. Самым сложным считается правдоподобное изображение человеческих лиц, «розы и соловьи» проще в исполнении.