Размер шрифта
-
+

Инженер Петров против К. Маркса и пороков российского капитализма - стр. 72

В стихотворении «Молитва отчаявшегося», написанном еще в период увлечения поэзией, приводятся следующие строки:

«Если некий бог, забывший жалость,
Угнетает так, что бед не снесть
От его миров мне не досталось Ничего!
Одно осталось – месть!
Гордо самому себе отмщу я,
Существу, что правит в вышине [4 с. 473]

То есть для мифического литературного героя, созданного поэтом К. Марксом, «правящий свыше» не является объектом «величайшей любви», которую питал к нему гимназист К. Маркс. Эти строки также дали повод для появления версии о вступлении молодого Маркса в Берлине в секту сатанистов. Но они были написаны до пересмотра взглядов на религию. Можно предположить, что убедившись в непринятии окружением своих стихов, столкнувшись с религиозным консерватизмом и реакционностью прусской общественной жизни молодой человек представляет возмущение в пафосной поэтической форме устами своего героя.


Доказательства причастности К. Маркса к секте пытаются найти не только в стихах К. Маркса, но и в письмах отца. Ссылаются на Вернера Блумберга, который в книге «Портрет Маркса» цитирует фрагмент письма отца сыну от 2 марта 1837 года: «Твои успехи и надежда увидеть когда-то твое имя прославленным, а также твое земное благоденствие – все это не единственные желания моего сердца. Это иллюзии, которые я питал долгое время, но могу заверить тебя, что осуществление их не сделало бы меня счастливым. Только если сердце твое останется чистым и человечным, и если ни какой демон не будет в состоянии ожесточить его, – только тогда я буду счастлив». Вырванное из контекста оно действительно может порождать подозрения не продал ли К. Маркс душу дьяволу. Но мое изучение последующей части письма от 2 – ого марта 1837 года показало, что отец и сын обсуждали направленность творчества сына в связи началом работы над поэмой «Оуланем»: «Ты принялся писать драму, и в этом и впрямь много правильного. Но с важностью дела, с широкой известностью, которую оно неизбежно приобретает, естественно, сопряжена и опасность провала. И не всегда – особенно в больших городах – решающую роль играет внутренняя ценность. Интриги, коварство, соперничество возможны среди наиболее способных к этому, и часто перевешивают достоинства, особенно когда последние не поддерживаются и не подкрепляются громким именем. Как разумнее всего действовать в этих условиях? По возможности добиваться, чтобы этой большой пробе сил предшествовала менее серьезная, связанная с меньшим риском, но все же достаточно значительная, дабы в случае удачи создать себе имя. Чтобы достигнуть этой цели при помощи небольшой вещи, нужно, чтобы сюжет касался чего-то исключительного. Я долго раздумывал об этом, и вот какая идея кажется мне подходящей. Сюжет следует почерпнуть из истории Пруссии, – причем взять не продолжительный период, как того требует эпопея, а краткий момент, имевший, однако, решающее значение для судеб страны. Сюжет должен быть почетным для Пруссии, он должен дать возможность показать роль гения монархии, во всяком случае в лице благороднейшей королевы Луизы…

Страница 72