Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 3

однако, вдохновлявшие его идеи и соответствующие им стилистические формы так далеко разошлись с теми, какие вызвали к жизни формы Ренессанса, что впоследствии этот период был выделен в самостоятельное художественное явление маньеризм (итал. maniera – манера). Маньеризм часто откровенно пренебрегает архитектурной гармонией, для него более характерны перемешивание реальности и иллюзии, подчеркнутая пластичность, причудливость форм, чрезмерное нагромождение декоративных мотивов – все то, что мощно расцветет в следующую эпоху барокко (так что некоторые исследователи склонны относить этот период к барокко).

Как будет видно из дальнейшего, на смену интерьерам кватроченто органично пришли интерьеры чинквеченто, из них произрастет маньеризм, который естественно перетечет в наследующее ему барокко. Фактически все эти эпохи сращены друг с другом, из-за чего границы между ними достаточно условны: приемы из последующего этапа всегда представлены в предыдущем, разграничить их позволяет только преобладание новых по отношению к практикуемым, т. е. количественный фактор.

Храмы

Когда земные интересы овладели сознанием современников, когда они вновь обратились к культуре античности, могучие готические соборы базиликального типа стали казаться им порождением варваров, готов, погубивших великую культуру Древнего Рима. Но для христианского собора также неприемлемыми были и языческие храмы Древнего Рима. Так что остро встал вопрос о новой форме христианского храма.

И тогда Италия обратилась к опыту Византии. Видимо, разногласия западной и восточной ветвей христианства в этот момент казались менее существенными, чем отношение Ренессанса к храмам античности и готики. К тому же раннехристианские корни у западной и восточной христианских церквей были общими. Византийский опыт подсказал западно-христианскому миру крестово-купольный образ храма, в котором над центром равноконечного пространственного креста (греческого) с рукавами, ориентированными по странам света и перекрытыми цилиндрическими сводами, находится купол, установленный на барабане. С западной стороны к этому кресту присоединили базиликальное протяженное помещение, поделенное на нефы, благодаря чему получилась композиция, воспроизводящая и в плане, и в объеме сакральный латинский крест, концептуально подразумевавший крестный путь.

Эти шаги хорошо иллюстрирует история сооружения наиболее знаменитого в западной церкви собора Святого Петра в Риме. Архитектор Браманте в 1506 г. предложил для него крестово-купольную композицию с равноконечным греческим крестом в основании (ил. 2.1). В 1547 г., не меняя принципиальной схемы, план этого собора переработал Микеланджело (ил. 2.2).

Страница 3