Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 2

Баттиста Сфорца изображены на портретном диптихе (ил. 1), выполненном ок. 1465 г. ренессансным художником Пьеро делла Франческа.


Ил. 1. Худ. Пьеро делла Франческа. Двойной портрет: герцог Федериго да Монтефельтро и герцогиня Баттиста Сфорца. Ок. 1465 г. Галерея Уффици (Флоренция)


Диптих исключительно точно передает дух Нового времени: фигуры супругов представлены не на привычном цветном декоративном фоне, за ними — легкий воздушный пейзаж, что утверждало приятие земной жизни, единство человека и природы; изображенные персонажи мощно доминируют в композиции, символизируя новое самоощущение человека Ренессанса. Раскрепощенное ренессансное сознание, открытое для постижения окружающего мира, предложило также перспективное построение живописного пространства. Интересна и оборотная сторона диптиха, где на фоне пейзажа символически представлены едущие навстречу друг другу повозки с герцогом (на стороне с Федериго да Монтефельтро) и герцогини (на противоположной стороне).

Если в готический период бесспорное первенство принадлежало Франции, то формы Ренессанса в наиболее чистом виде представлены в Италии. И это вполне закономерно. Здесь готика никогда не была столь мощной и яркой, как во Франции, но главное, здесь раньше, чем в остальной Европе началось развитие ремесел, торговли и соответственно усиление городов – новых очагов культуры, раньше и ощутимее обозначился интерес к светской архитектуре, искусству, литературе, науке. Более того, именно Италия была богата множеством материальных свидетельств великой культуры Древнего Рима. И только в Италии относительно четко определяются хронологические границы Ренессанса: нач. XV столетия – сер.XVI в. В то же время в Европе Ренессанс накладывался на готику, образуя оригинальные местные особенности, и хронологические границы его здесь более размыты. Так что интерьеры Ренессанса мы рассмотрим на примере Италии.

Предваряя рассмотрение ренессансных интерьеров, можно сказать, что в самом общем виде для них, как и для Древнего Рима, характерны архитектурная гармония, пропорциональные построения, ясные формы. Но мировоззренческие представления современников с течением времени стремительно эволюционировали, и вслед за этим изменялись и формы, в которые эти представления воплощались, в том числе менялись образы ренессансных интерьеров. В итальянском Ренессансе фиксируются ранний Ренессанс (кватроченто) – прибл. 1420–1500 гг. и зрелый Ренессанс (чинквеченто) – прибл.1500–1550-й гг., период расцвета. Ранее принято было говорить о позднем Ренессансе, имея ввиду

Страница 2