Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 29

1. Худ. Джулио Романо и ученики. Стена с фреской «Олимпийские боги пируют на Олимпе» в зале Психеи в палаццо дель Те (Мантуя). 1525–1535 гг. 2. Деталь фрески «Олимпийские боги пируют на Олимпе». 3. Худ. Якопо Тинторетто. Тайная вечеря. 1579 г. Фрагмент. 4. Нидерландский худ. Бартоломеус ван Бассен. Ренессансный интерьер с пирующими. 1618–1620 гг. Фрагмент


Это – застланное скатертью сооружение, своеобразной ступенчатой «горкой» поднимающееся на столе; на ступенях-полках размещаются блюда. Аналогично располагали блюда и вне Италии позднее (ил. 46.4).

Блюда Ренессанса – настоящие произведения искусства (ил. 47).


Ил. 47. Керамические блюда Ренессанса.

1. Мастер Никола да Урбина. Блюдо. 1524 г. 2. Большая чаша из майолики. Прибл. 1565–1571 гг. Диаметр 44 см. Мастерская Орацио Фонтана (Урбино)


Выполненные в разных керамических мастерских, они получали характерные особенности. Тосканские блюда из города Фаэнца[15] (ил. 47.1) были украшены мотивами, заимствованными из живописи и гравюры, и использовали характерный для Ренессанса орнамент: путти, маски, фантастические животные, рога изобилия. Умбрийские отличались красивым металлическим отливом, так называемым люстром. В керамике Кастель-Дуранте (близ Урбино) копировались произведения Рафаэля и его учеников, изображались поясные портреты молодых девушек; по краю часто изображались связки трофеев и музыкальные инструменты; в этой керамике преобладал оранжево-желтый цвет. Здесь же выполняли изделия с гротесковым орнаментом по белому фону (ил. 47.2). По заказу папы Льва X в мастерской Кафаджиоло близ Флоренции был исполнен ряд предметов с его гербом, а одно из блюд украшала голова римского императора Нерона, жесточайшего гонителя первых христиан (столь высок был в это время авторитет Древнего Рима).

Изделия из стекла. В атмосферу интерьеров рассматриваемого времени тонкую изысканную ноту привносили изделия из стекла: кубки, бокалы, сосуды, бутыли, чаши. Когда во 2-й пол. XV в. у сирийцев были позаимствованы технические приемы стеклоделия, важнейшим европейским центром стекольного производства стал Мурано близ Венеции. Техническое совершенство мурановских изделий (ил. 48) вызывало всеобщее восхищение.


Ил. 48. Ренессансные мурановские изделия из стекла.

1. Кувшин с полихромной эмалью и украшением из сусального золота. Кон. XV – нач. XVI в. В. 27,2 см. Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. 2. Бокал. Стекло, расписанное эмалями. Изображен «Триумф Венеры». 2-я пол. XV в. Музей стекла в Мурано. 3. Чаша, украшенная эмалью и золотой росписью. 2-я пол. XVI в. Музей стекла в Мурано

Страница 29