Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 14

Овы (лат. ovum – яйцо) – архитектурный мотив, представленный горизонтальной лентой из яйцеобразных форм.

Причин, обусловивших обилие орнаментов в раннем Ренессансе, несколько. Во-первых, современники видели, что их максимально активно применял Древний Рим, служивший для них эталоном. Во-вторых, ранний Ренессанс пришел на смену пламенеющей готике с ее «страхом пустоты», так что привлечение множества орнаментальных мотивов могло восприниматься как само собой разумеющееся явление; изменился лишь характер орнаментов. И, наконец, возможно, современники раннего Ренессанса, открывая для себя декор Древнего Рима, стремились воспользоваться всеми выявляемыми декоративными приемами.

Поскольку задачей Ренессанса стало создать логичный архитектурный образ интерьера, декоративные орнаменты использовали только в прямой связи с архитектурой. Ими акцентировали архитектурные формы, обводя или заполняя карнизы, кессоны, колонны и пилястры, дуги и внутренние поверхности арок, филенки дверей, оконные наличники и т. п. (ил. 14; см. ил. 9 и 11).


Ил. 14. Связь орнаментов с архитектурой.

Худ. К. Кривелли. Благовещение. 1486 г.


В период зрелого Ренессанса орнаментального убранства по-прежнему много, однако теперь не стремятся поражать их изобилием. Получившие ордерные пропорции колонны и пилястры, как правило, не заполнены декоративными мотивами – и в интерьере, и на фасаде они каннелированные (ил. 15) или гладкие (см. ил. 10).


Ил. 15. Каннелированные пилястры. Мотив раковины.

Пьеро делла Франческа. Алтарь Брера. Ок. 1472 г.


Бóльшую значительность обрели и сами мотивы орнаментов. Из растительных остался только акант, но он стал крупный, массивный. Сохраняются маски, львы, ангельские головки, розетки, гирлянды, трофеи, вазы, декоративный щит. Важнейшим декоративным мотивом становится изображение раковины (ил. 15). Стиль как бы «отрезвляется», успокаивается.

С  т  е  н  ы

Фресковые росписи. Пожалуй, основным приемом убранства стен в ренессансных интерьерах являлись фресковые росписи (ил. 16; 17; см. также ил. 9; 10; 12;13). Писали по штукатурке, сверху вниз, чтобы уберечь уже готовые части. Краски Ренессанса – яркие, светоносные, жизнеутверждающие, интерьеры полны активного цвета. В изображениях использовалась прямая перспектива.


Ил. 16. Фресковые росписи. Высота цокольной зоны ограничена высотой дверей. Нарушение живописных границ.

Интерьер виллы Эмо (окрестности Венеции). Арх. А. Палладио. 1564 г. Фрески Д. Б. Дзелотти


В раннем Ренессансе, как и в готическом периоде, росписями заполняли все основное поле стены

Страница 14