Размер шрифта
-
+

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая - стр. 13

, по-видимому, соизмеримое с высотой мебели (ил. 10; см. ил. 12; 18).


Ил. 10. Зрелый Ренессанс.

Зал Вакха на вилле Барбаро в Мазере. Арх. А. Палладио. 1550-е гг.  Фрески П. Веронезе


В поисках решений цокольная зона может подниматься и до середины высоты дверей и выше (см. ил. 17). Но наиболее распространится вариант, когда эта зона ограничена высотой дверей (см. ил. 16), так что даже можно говорить о двух ярусах стены.

Верхняя часть стены может завершиться намеренно широким полем фриза, структурированным на своего рода филенки (ил. 11).

Ил. 11. Зрелый Ренессанс.

Сала дельи Стукки в палаццо Скифанойя в Ферраре. 1385 г. Второй этаж. Арх. П. Бенвенутти, 1465 г.


Сплошная лента фриза может предстать условно поделенной на регулярные фрагменты (ил. 12).


Ил. 12. Зрелый Ренессанс.

Зал перспектив на вилле Фарнезина в Риме. Арх. Б. Перуцци. 1506–1510 гг.


Порою фриз может акцентироваться относительно узкой простой профильной лентой (см. ил. 18).

В самых разнообразных композиционных решениях стенной поверхности тем не менее просматривается эволюция интерьера к бóльшей композиционной ясности и упорядоченности. В качестве примера используем пример из зрелого Ренессанса – зал Вакха на вилле Барбаро в Мазере недалеко от Рима (арх. Палладио, 1550-е гг., фрески (ок. 1561 г.) Паоло Веронезе; см. ил. 10). Здесь  цокольная стенная панель трактуется по аналогии с постаментом для колонн; так же четко представлено основное поле стены; ясно прочитываются ордерные соотношения – пилястры поддерживают завершающий стену антаблемент.

И в то же время, в зрелом периоде Ренессанса, а то и ранее, возникает стремление, вопреки архитектурной логике, усилить эмоциональное восприятие интерьера. И это обстоятельство тоже повлияет на вектор эволюции Ренессанса. Со временем пропорциональная композиционная ясность будет уже не столь важна, а востребованными в интерьере маньеризма окажутся различные будоражащие восприятие эффекты – динамика, экспрессия (ил. 13).


Ил. 13. Интерьер маньеризма.

Палаццо Канчеллериа в Риме. Арх. Д. Браманте (?). 1496 г.


Триумфом подобных идей окажется следующая эпоха – барокко.

О  р  н  а  м  е  н  т  а  л  ь  н  о  е     у  б  р  а  н  с  т  в  о

Орнаментальное убранство использовалось в интерьерах Ренессанса повсеместно: при оформлении стен, перекрытий, полов, мебели, предметов декоративного и прикладного характера. В раннем Ренессансе орнаментов огромное количество. Спектр их мотивов также исключительно широк. Это древнеримские овы, зубчики, плетенка, бусы, розетки, пальметты и множество других; растительные – лист аканта, виноградная лоза, лавр, плющ, а еще маски, гербовые щиты, эмблемы, вазы, канделябры, символические предметы, фантастические фигуры и др.

Страница 13