Интенсивный курс подготовки к свободе - стр. 5
Первое – надо определить в человеке, что есть средства, и что есть именно развиваемое. Что развивается и за счет чего. Средства – тело, ум, эмоции, т.е. то, что дано изначально. Развиваемое – некая четвертая точка, которую мы можем назвать сущностью.
Сущность в мире проявляется вниманием. Наше внимание – это и есть сущность. Мы можем внимать своим эмоциям, мыслям, телу. Т.е. наблюдать их. Видеть их со стороны.
Быть в себе, т.е. наблюдать, одновременно помня себя, мы можем считанные минуты в течение суток. Остальное время – нас нет. А есть в это время личность, некое виртуальное механистическое существо. Оно реагирует на внешние раздражители и действует исходя из этого по своим устоявшимся схемам. В личности нет «души», она не жива – она лишь некая схема с обратной связью, целью которой является стремление к удовольствию и избегание боли. Пространство внутри кувшина, существующее до тех пор, пока существует кувшин.
Задача развития в грубом виде может быть сформулирована следующим образом: передавать управление от личности к сущности, которую прежде еще надо взрастить усилиями самой личности. Пространство в кувшине должен использовать некое существо, гомункулюс алхимиков, чтобы родиться, вырасти и стать самодостаточным с тем, чтобы, когда кувшин прохудится, быть в состоянии позаботиться о себе.
Мюнхгаузен не может вытащить сам себя за волосы из болота. Должен быть кто-то, кто будет тащить, и этот кто-то должен стоять на твердой почве. «Душа» сама не разовьется, Мюнхгаузен не выберется из трясины – ей в этом должна помочь личность. А это ТЫ и есть, читающий эти строки.
Способ – наблюдение проявлений тела, ума и эмоций, а также то, как они соотносятся с личностью. Разрушение механистичности. Это не замена одних «плохих» схем на другие «хорошие», а их полное разрушение через наблюдение и осознание. Осознание – это понимание сущности. Или понимание сущностью. Озарение, инсайт, прозрение.
По определению, наблюдать можно внешние объекты, явления, процессы. Наблюдает – наблюдатель, наблюдает то, что им не является. Наблюдая тело, боль, эмоции, мысли, мы должны увидеть: мы – не тело, не ум и не эмоции. Мы и есть само внимание.
Осознание сопровождается слиянием наблюдателя и наблюдаемого. «Понять» означает «присоединить», слиться с понимаемым. Когда нечто понято, оно перестает существовать вовне, становится частью понявшего.
Проще всего начать с «отрицательных» эмоций – страх, например, или раздражение, или обида, или ревность. Эти эмоции, как функции личности, будучи понятыми, перестают существовать, и в этих областях управление переходит к сущности. Сущность становится сильнее, и ей больше нет необходимости смотреть на вещи, ранее вызывавшие эти эмоции, через призму личности. Она может видеть напрямую.