Размер шрифта
-
+

Имитация

1

Цит. по: Фламмарион К. История Неба.

2

Цит. по: Фламмарион К. История Неба.

3

Посреди древнего Вавилона действительно возвышался самый высокий зиккурат (высотой 91 м), называемый Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Время строительства этой башни неизвестно, но она уже существовала в царствование Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). На вершине зиккурата действительно происходило общение в Богом – там находилось святилище и отправлялись религиозные обряды.

4

На самом деле так называемые райские птицы имеют сугубо земное происхождение, и они, конечно, не безногие, ноги у них есть и окрашены в красный цвет. Они – ближайшие родственницы наших ворон. Обитают на Мадагаскаре и в Австралии, где к настоящему времени обнаружено уже 50 видов райских птиц.

5

Нет места без своего духа-покровителя (лат.).

6

См: Пс. 49:2, 75:3.

7

«Древние считали, что духи земли двигаются по определенным каналам или венам, подобно тому, как кровь человека течет по жилам. И подобно тому, как душа человека пребывает в конкретном органе (в мозгу, печени или сердце), духи земли тоже сосредоточены в конкретном месте, где концентрируются все жизненные силы». (Смирнова И. Древнее искусство-геомантия. Наука и религия, 1991, №8, с. 41).

8

Sitio – «местность», «место» (исп.).

9

Кастанеда Карлос. Учение дона Хуана. Глава 1. Киев, «София» Ltd, 1992, с. 18—24.

10

В книге Бытие про это чудесное событие рассказано трижды: в главе 12, в главе 28 и в главе 35. Первый раз в этом месте Бог явился Аврааму, который тогда еще не был отцом Иакова и звался просто Аврамом. Явление Бога побудило Аврама поставить жертвенник на горе возле Вефиля (Быт.12:6—8). Второй раз сюда является сын Авраама Иаков, и не находит здесь ни жертвенника, ни города Вефиля: нам сообщают, что это именно он дал городу такое название, а прежде город назывался Луз (Быт.28:10—22). Специально подчеркивается, что Иаков не знал, что это место священное, и сильно перепугался узнав об этом. Не совсем понятно, почему Иаков расположился на ночлег на камнях (спать, положив под голову камень не очень-то удобно), если поблизости находился город (как бы он ни назывался). Наконец, третий раз на том же самом месте, возле города Луз, Иаков по возвращении из Месопотамии вновь встречает Бога и в честь этого вновь сооружает каменный памятник и возливает на него елей (то есть этот «памятник» – не что иное, как жертвенник) и вновь нарекает это место «Домом Бога» – Бейт-Элем (Быт.35:9—15). Заметим, что только в одном из этих трёх рассказов Бог является путнику в сновидении; в остальных об обстоятельствах видения не сообщается, так что можно предположить, что оно могло иметь место и днем. Если принять все три истории за истину, можно подумать, что это действительно некое чудесное место, где постоянно присутствует Бог, являя себя каждому проходящему (или каждому заночевавшему на камнях). Однако сходство и одновременно взаимная противоречивость всех этих историй приводит к иному выводу: это не три разных истории, а одна, повторенная трижды! С кем она произошла на самом деле – с Авраамом или с Иаковом, или ещё с кем-нибудь – не суть важно. Мы имеем здесь дело с описанием, по-видимому, подлинного события, пережитого неким человеком и настолько поразившего его самого и тех, кому он поведал про случившееся с ним, что это запечатлелось в памяти народа и сделалось элементом устной традиции, запечатленной впоследствии составителями Библии.

11

Праса́дам (санскр. «божественная милость», «божественный дар») в индуизме – пища, предложенная божеству (мурти) в храме или в домашних условиях и распространяемая после этого среди верующих как духовный и священный дар, как символ божественной благодати.

12

Ягья – жертвоприношение в ведийской религии и индуизме.

13

Омфал (др.-греч. ὀμφαλός – пуп) – древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся Пупом Земли.

14

Впоследствии у христиан эта река стала считаться священной, к ней стали совершаться паломничества, в ней проводятся ритуальные омовения. О сакрализации реки Иордан может свидетельствовать факт отрыва образа «священной реки Крещения» от реальной маленькой и мутной речки в Иудее. Например, в русской православной традиции под Иорданом подразумевается любая ближайшая река или даже прорубь на реке, освящённая церковнослужителем в праздник Крещения.

15

Пиппала – Ficus rehgiosa (лат.), дерево, в ветвях которого, согласно сказаниям, обитают различные эфирные существа. Дерево Бодхи, под которым Гаутама Будда достиг просветления, было деревом пиппала.

16

Береза (лат.).

17

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни. – М.: МПО «МЕТТЭМ», 1991. – С. 6.

18

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни. – М.: МПО «МЕТТЭМ», 1991. – С. 14.

19

М.: МПО «МЕТТЭМ», 1991. – С. 8.

20

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни. – М.: МПО «МЕТТЭМ», 1991. – С. 8.

21

Российская газета. 29.11. 2003.

22

Страбон. География, XVI, II, 35.

23

Baranov 2002; Баранов 2004.

24

www.otechestvo.org.ua.

25

Конечно, и среди язычников встречались легковерные невежды, готовые поверить в любую нелепость. Но разве среди христиан не попадаются такие, которые верят, что Бог в самом деле живёт на небе в образе благообразного седовласого дедушки, как изображают Его на иконах? Или в то, что иконы могут «плакать» или сочиться кровью?

26

См. Малерб. М. Религии человечества. – М.– СПб.: «Рудомино», «Университетская книга», 1977. – С. 358.

27

Кюмон Ф. Мистерии Митры. – СПб, ЕВРАЗИЯ, 2000. – С. 195.

28

Цветков В. А., Резников М. А. Посты: правда и вымыслы. – М.: Политиздат,1990. – с.67—68.

29

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни. – М.: МПО «МЕТТЭМ», 1991. – С. 21—22.

30

Комсомольская правда, 12.07.2005.

31

Сенека Л.-А. Нравственные письма к Луцилию. 7:1—3.

32

Миметизм – (от греч. mimeomai – подражаю), здесь – подражание индивидуального члена социального сообщества поведению и образу мыслей большинства.

33

М.: «Правда», 1991. – С. 6.

34

Даже в отраслях экономики, вроде бы не связанных со сменой времён года, применяется понятие «финансового года» – периода, по окончании которого принято подводить итоги деятельности предприятия, отрасли и целой страны.

35

Серапис – античное грекоязычное наименование Осириса.

36

Гарпократ или Харпократ (егип. Хор-па-херед – «Хор-младенец») – так в детские годы называли египетского бога Хора (Горуса), чудесно зачатого Исидой от мёртвого Осириса.

37

Фламмарион К. История неба. – М.: «Золотой век», 1994. – С. 207.

38

Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 – ок. 96 гг.) – римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) – самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Квинтилиан был не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.

39

Возлюбленным в суфийской терминологии принято называть Бога.

40

Ви́на – старинный индийский щипковый (плекторный) музыкальный инструмент в форме лютни. Индийскую богиню Сарасвати, считающуюся покровительницей искусств, часто изображают с виной в руке.

41

Перевод П. Глобы.

42

Музы, мусы (греч. мыслящие) – дочери Зевса и Мнемосины. В Греции и Риме – богини поэзии, искусств и наук, девять сестер, рожденных в Пиэрии и носящих имя «олимпийские». Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния и Урания; все они, за исключением Урании, «небесной», и Клио, «дарующей славу» (как видно греки и римляне относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и живопись относили к ремеслам, не имевшим своих муз-покровительниц) указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Этим олимпийские музы восходят к архаическим музам – хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принес им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады – От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что муз только три: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда («песня»). Позже Пиэр из Македонии установил число муз (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что старшие музы – дочери Урана и Геи, а младшие – дочери Зевса.

Страница notes