Имитация - стр. 47
Праздник, как и богослужение, считался способом общения с богом. Праздник – храм – богослужение – эти звенья одной смысловой цепи, взаимодополняющие и пересекающиеся понятия. Трижды в год по великим праздникам, – свидетельствует Библия, – являлись все иудейские мужчины «пред лице Господа». В глубокой древности они собирались у жертвенника под открытым небом, позже – в Храме. С какой целью они собирались? Очевидно, чтобы присутствовать на богослужении, засвидетельствовав таким образом свое почтение к Богу.
Праздник – понятие более широкое, чем богослужение или храм. Богослужение – это пусть главная, но только часть праздника. Праздник имеет несколько иной смысловой оттенок. Если, строя храм, или сооружая жертвенник в священном месте, человек выделял часть пространства, уподобляя его «царству небесному», то, учреждая праздник, он уделял «горнему миру» некую часть своей жизни. Храм – это «царство небесное» в пространстве, а праздник – «царство небесное» во времени. В период праздника сама жизнь человека уподоблялась пребыванию на небесах.
Один из признаков иного мира – освобождение от трудовой повинности. Согласно библейской легенде, пребывая в раю, первые люди не имели нужды трудиться, ибо все блага им доставались без всякого труда. Поэтому и во время праздника человек должен пребывать в праздности. Моисеев закон категорически запрещает евреям выполнять какую-либо, даже необходимую, работу в праздничные дни: «не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20:10).
Лео Таксиль иронизировал по этому поводу, ссылаясь на некую «Книгу Раввинов»:
«Запрещается в день саббат слепому ходить с палкой. Запрещается всем иудеям носить любой груз, будь то веер, съемная коронка на зубе или даже бант, не пришитый к хитону. Запрещается писать более одной буквы подряд. Запрещается убивать насекомое, даже если оно тебя жалит или кусает. Запрещается растирать любую часть тела, если у тебя ревматизм. Запрещается полоскать больной зуб уксусом, если потом не проглатываешь полоскание, а выплевываешь. Запрещается сыпать в курятник больше зерна, чем могут склевать куры, дабы оставшееся зерно не проросло и не оказалось посеянным в день саббат. Запрещается путникам, задержавшимся в дороге в ночь с пятницы на субботу, идти дальше, даже если темнота застигла их в лесу или в поле, под дождем или ветром, или в местах, где им угрожают разбойники».