Размер шрифта
-
+

Illuminationes - стр. 11

Здесь уместно привести еще мнение святого Иоанна Дамаскина, он говорит: «Из сотворенного уже вещества взяв тело, а от себя вложив жизнь (душу)… творит как бы второй мир, в малом великий. Поставляет на землю иного ангела, из разных пород составленного поклонника (Богу), зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной, царя над тем, что на земле, подчиненного Горнему царству, видимого и умосозерцательного; <…> творит живое существо, здесь приуготовляемое и переселяемое в иной мир (что составляет конец тайны)…» Следует сказать, что я во всем согласен с Иоанном Дамаскином, кроме «поклонника Богу», так как прародители взбунтовались и поклонниками быть не захотели. За этот грех человека, по словам святителя Василия Великого, этот мир стал «жилищем для умирающих».

Сторонников аллегорических толкований первых трех глав Книги Бытия нет смысла цитировать. У меня нет цели ввязываться в богословские споры. Я пытаюсь, как и сторонники буквального толкования сотворения человека и грехопадения, разглядеть за древними текстами реальные сцены, когда-то имевшие место. Сознаюсь, что поедание Евой и потом Адамом плода с Дерева Познания Добра и Зла невозможно интерпретировать однозначно. Можно, однако, с уверенностью сказать: это было едино временное овладение познанием, приобретение, вживление познания в прародителей путем принятия (поедания) в данном случае некой субстанции, содержащейся в плодах этого дерева.

Вероятнее всего, Змей (не кто иной, как падший ангел), искусив прародителей, передал им через плод Дерева Познание. Тот же Иоанн Дамаскин так определяет ангелов: «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей».

Прежде чем продолжать, я хотел бы разграничить понятие «Создатели» от понятия «Бог». Урезать себе задачу до минимума. «Бог» священных книг – это, по-видимому, личина, которую надели на себя создатели, пытаясь заставить человечество служить своим целям. Итак, границы, которые я себе поставил: от первого замеса праха (пыли, глины, грязи) до момента, когда человек и его жена изгнаны из рая, бредут прочь, а у врат Эдена уже стоят керубы с огненными мечами.

Я не буду говорить о том, чего нет в священных текстах. Буду, как судья, ограничен материалами уголовного дела, и только ими.

Создатель (другие создатели, как мы убедились, также рядом, но голос подает один) проявляет злейшую жестокость ко всем трем протагонистам грехопадения: к Змею (меньшую), к женщине («в муках ты будешь рожать сыновей»), но особенно к Адаму («проклята земля из-за тебя», «в муках ты будешь питаться», «вернешься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и во прах возвратишься»). К тому же, обращаясь к остальным создателям, главный Создатель говорит: «“Вот, человек стал как один из Нас, знающим добро и зло. А теперь как бы не протянул он свою руку и не взял бы также от Дерева Жизни и не поел, и не стал бы жить вечно!” И отослал его <…> из Сада Эдена работать на земле, откуда он взят». То есть главный Создатель лишил Адама возможности бессмертия. Ибо Дерево Жизни давало бессмертие (об этом богословы не спорят).

Страница 11