Иисус глазами суфиев - стр. 9
Шейх Шабистари писал об этом:
Непривязанность и отрешенность, свобода от пут подражательства —
в этом ядро и замысел, которые усматриваю я в христианстве.
2) Ираки[38] в своем словаре терминов определяет христианство так: «Внутренние смыслы и истины (вещей), реализованные в их точных и тонких формах».– (Эстелахат-и ираки).
3) Дервиш Мухаммад Табаси[39] определяет его так: «Теофания Красоты и восприятие истин и сущностей». – (Атар-и табаси).
Чадо христианства (тарса-бачча или тарса-зада)
1) Искатель на Пути или совершенный мастер, чья душа очистилась от нежелательных качеств, именуется так, поскольку вероисповедание такого человека в действительности триедино, объемля триаду областей: Бога, самого себя и своего поиска.
Как говорит шейх Шабистари:
Отдай свое сердце чаду христианскому,
Освободи себя от всех отрицаний и утверждений.
По словам Аттара:
Дитя христианское вновь подсторожило душу мою
и не отходит ни на шаг от сердца моего,
волосы её свели меня с ума и обесчестили меня пред миром,
и я отдал свое сердце, я сплоховал,
мой единственный недуг возрос тысячекратно.
Но то, что я свершил, – свершил я сам,
и что могу поделать я с собою?
И в стихах Хафиза:
Прошлой ночью христианское дитя сказало:
«Хафиз, постыдно и ущербно
смотреть, как поднимаешь шум ты
в храме, каждый миг – в ином».
2) Христианское дитя, кроме того, символизирует наития из духовного мира.
3) В суфийской терминологии христианское дитя также может олицетворять того, кто в состоянии теофании свидетельствует проявление Божественного.
Церковь (келиса)
1) В суфийском словаре «церковь» обозначает область замешательства и оцепенения (хаират). – (Табаси, цит. соч.).
2) Она также указывает на область несомненного (якин).
3) Она может символизировать состояние проявленности (зохур).
Церковный колокол (накус)
1) Напоминание о состоянии рассеянности и вовлеченности в мирское (тафрака). —(Ираки, цит. соч.).
2) Символизирует отказ от каких-либо притязаний на имя и известность.
3) Намёк на пробуждение, которое подводит к раскаянию и к набожности.
4) Притяжение, которое исходит от Божественного и очищает душу, направляет ее к преданности и к довольствованию умеренностью (кана’ат), пробуждая её от беспамятства (гифлат). – (Кашшаф эстелахат-аль фонун).
Монастырь [скит, пустынь](сеуме’а)
1) Слово может употребляться в буквальном смысле, как это делает Хафиз: