Размер шрифта
-
+

Иисус глазами суфиев - стр. 5

Если Ты освободишь себя
от этой обуреваемой страстями
человеческой души, заходи
во внутренний двор Божества.

Под нафс-и насут подразумевается душа человеческой природы. Лахут же (божественность) указывает на реальность Божественной единичности, пронизывающую все вещи… Хотя органы духовного восприятия (человека) устремлены к высшим сферам, привязанности человеческой страстности склоняют его цепляться за более низменные области природы. И потому поэт поясняет: «Если вы вызволите себя от своего нафса (душа, управляемая страстями) человеческой природы (насут), …душа эта – субстанция тонкая и воздушная, которая выступает носителем жизненных свойств (хайат), чувств (хесс) и волевых усилий (харакат-и иради). Именно её философы именуют животным духом (рух-и хаивани), и именно это та самая низменная человеческая душа, которая препятствует вашему единению с областью существования-вне-форм и с монастырём единичности Божественной сущности. Только если вы сможете освободить себя от этой человеческой души и её страстей – посредством аскезы самоограничения и самоупразднённости, тогда лишь несомненно будете в силах достигнуть, подобно Христу, уровня внутреннего двора Божественности (лахут), (который является уровнем единичности Божественной сущности), и стать бессмертными… Однако поскольку восхождению человеческой разумной души к высшим мирам препятствуют эгоцентрические и природные свойства, поэт замечает:

Кто, ангелу подобный, отрешён,
освободясь от ловушек мирского, –
тот возносится на седьмое небо,
подобно Духу Божьему.

И потому любой, кто способен освободить себя от бремени естества и свойств её страстной души, достигает уровня духовности и существования-вне-форм, свойственного ангелам. И как они свободны от животной и природной ограниченности, так и он, подобно Духу Божию (Иисусу), взойдет на вышние небеса. Эти небеса являются местоположением и источником кутба (полюс). Откроются ли подобные свойства в мистике – зависит и от его личных усилий, от внутреннего тружения, от врожденной одаренности и от этических качеств и поведения. Человек способен вместить в себя все эти качества.

Иисус в материнском чреве

Для пояснения телепатической природы сообщения между святыми Руми приводит историю из устной мусульманской традиции, описывающую встречу Марии, матери Иисуса, и Елизаветы (Иши), матери Иоанна Крестителя (Яхьи):

Однажды, будучи на сносях, мать Иоанна узрила Марию, также носившую ребенка, сидящей возле себя. Сказала она Марии, что прозрела в чреве её «царя», которому суждено стать великим пророком, и что она ощутила, как младенец в ее чреве наклоняется и простирается почтительно перед ребенком Марии, и что всё это приносит ей ужасное неудобство и боли. Иисус, ответила Мария, совершает подобные же простирания в ее чреве.

Страница 5