Размер шрифта
-
+

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (сборник) - стр. 61


Уайт: «Мой муж всегда сам делает ремонт, но у него ничего не получается хорошо».

Блэк: «А почему он не пойдет на плотницкие курсы?»

Уайт: «Да, но у него нет на это времени».

Блю[13]: «Почему бы тебе не купить ему хорошие инструменты?»

Уайт: «Да, но он не умеет ими пользоваться».

Рэд: «А почему бы вам тогда не пригласить настоящего плотника?»

Уайт: «Да, но это будет слишком дорого».

Браун[14]: «Почему бы тогда тебе просто не примириться с тем, что он делает?»

Уайт: «Да, но ведь все может обвалиться».


За этим обычно наступает молчание. Нарушает его Грин, которая может сказать что-нибудь вроде: «Все мужчины таковы, всегда пытаются доказать, что все могут».

В ПБТНДН может играть любое количество участников. Участники предлагают различные решения, начиная с «Почему бы тебе не…». На каждое предложение Уайт отвечает: «Да, но…». Хороший игрок может так отвечать неограниченно долго, во всяком случае, пока остальные не выдохнутся, и Уайт в результате выигрывает. Порой миссис Уайт приходится отражать десятки предложений, пока не наступит безмолвие, символизирующее ее победу. Теперь поле расчищено для следующей игры. В приведенном примере Грин переключается на игру «Родительский комитет» типа «Непутевый муж».

Поскольку за редкими исключениями все предложения отвергаются, очевидно, у игры есть какая-то скрытая цель. ПБТНДН играется не ради получения ответа (Взрослый поиск информации или решения), а чтобы доставить удовольствие своему Ребенку и прибавить ему уверенности. Дословная запись диалога может показаться разговором Взрослых, но при непосредственном наблюдении становится ясным, что миссис Уайт ведет себя как Ребенок, неспособный справиться с ситуацией; остальные же превращаются в мудрых Родителей, которые стремятся поделиться с ней своими познаниями.


Рис. 8.Игра «Почему бы тебе не… – Да, но…»


Это показано на рис. 8. Игра может продолжаться, поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция происходят от Взрослого к Взрослому, на психологическом уровне они также дополняющи: стимул направлен от Родителя к Ребенку («Почему бы тебе не…»), а ответ – от Ребенка к Родителю («Да, но…»). Психологический уровень обычно обеими сторонами не осознается, но перемена состояний Я (Уайт меняет Взрослого на неприспособленного Ребенка, остальные – Взрослых на мудрых Родителей) может быть подмечена внимательным наблюдателем по изменениям позы, мышечного напряжения, тона голоса и словаря.

Чтобы понять скрытый смысл игры, полезно рассмотреть продолжение приведенного выше примера.


Терапевт: «Кто-нибудь сделал предложение, которое вам самой не приходило в голову?»

Страница 61