Размер шрифта
-
+

Игра престолов и философия - стр. 18

В его книге «Государь» сказано, что единовластные государства бывают либо унаследованными, либо новыми и потому для них требуются два разных вида правителей. Наследные правители могут без особых проблем продолжать политику своих предшественников, поскольку народ успел свыкнуться с установившимся за века режимом. Новым правителям приходится гораздо труднее: отбирая власть у кого-то другого, они не только наживают себе врагов, но и наглядно показывают, как следует занимать чужой трон. Такому правителю необходимы большое искусство (которое при желании можно приобрести) и большая удача (которая от нашего желания не зависит); поэтому ему рекомендуется поучиться у великих правителей прошлого.

«Государь», самая известная книга Макиавелли, содержит множество советов для тех, кто желает утвердиться как новый правитель. В качестве примера автор приводит истории государей, добившихся успеха или, наоборот, потерпевших провал; применительно к «Песни льда и огня» нам эта книга будет очень полезна. Война Пяти Королей, как будет показано ниже, подчиняется макиавеллиевской логике и иллюстрирует важнейшие уроки Макиавелли.

Эйерис Таргариен, Безумный Король, царствовавший в Вестеросе до Роберта Баратеона, правил с позиции силы, опираясь на длинный ряд своих предков. Он имел все преимущества наследного короля, но подорвал свою репутацию жестокими, иррациональными действиями. После его низложения Вестерос лишился правящей династии, и Железный Трон стал шатким седалищем новых правителей, столкнувшихся с многими из описанных Макиавелли проблем. Оставшиеся в живых Таргариены и их сторонники стали врагами Роберта; сторонники самого Роберта, помогавшие ему взойти на престол, ждали наград и придворных должностей. Падение Безумного Короля положило начало борьбе за власть и установление новой династии.

Доблесть и фортуна

В борьбе за власть, по утверждению Макиавелли, существуют два решающих фактора: доблесть (virt) и фортуна. Доблесть – это искусство, необходимое для захвата и удержания власти, но лишь обстоятельства определяют, в чем оно состоит. В битве с врагом virtù – это отважный натиск, в заговоре же с целью убийства доблесть выражается в осторожности и терпении. Одаренный полководец Робб и умелый манипулятор Мизинец идут к власти разными путями, каждый из которых требует своего рода доблести.

Макиавелли, не приводя четких определений или характеристик, иллюстрирует концепцию доблести на примерах тех, кто имел это свойство или же не имел. Лучший способ приобрести доблесть, говорит он, заключается в подражании великим мужам прошлого – однако не следует копировать их, так как это было бы чересчур предсказуемо. Макиавелли советует усвоить опыт великих людей, не вдаваясь в частности, и применять этот опыт, чтобы проложить свой уникальный путь к трону. Определения доблести, как уже говорилось, мы у него не найдем, но при этом он ясно дает понять, что virt (доблесть) и virtue (добродетель) – понятия совершенно разные. Добродетель обычно ассоциируется с моральными качествами: человек добродетельный должен быть честным, отважным и верным. Человек доблестный тоже может проявлять все эти качества, но лишь в тех случаях, когда ему это выгодно. Зачастую он даже

Страница 18