Игра престолов и философия - стр. 17
Нонконсеквенционалистские теории также утверждают, что королю лгать не надо. Многие философы, включая Канта, полагают, что мы обязаны делать что-то – или не делать чего-то, – несмотря на последствия. У. Д. Росс (1877–1971) пишет, что на всех нас лежит долг верности и правдивости («Право и добро»). Другими словами, мы не должны лгать никому или кого-нибудь обманывать иным способом. Подразумевается, однако, что подданный, солгав своему королю, совершает особенно тяжкий проступок. Сделав это, он нарушит присягу на верность, данную перед богами, старыми или новыми. К сожалению, не все вестероссцы клянутся в верности непосредственно королю – это делают только лорды и рыцари, но не простой народ. Неясно также, присягал ли Джоффри, которому только двенадцать лет, своему отцу Роберту. При этом, как говорит лорд Варис, «все мы знаем, какова цена клятвы Ланнистера».
Тем не менее подданные обязаны хранить верность, поскольку власть королю дана свыше. Король, согласно этой доктрине, имеет такое же право распоряжаться ими, как родители – своими детьми. Обманывать столь авторитетную фигуру было бы действительно преступлением.
Роберт Баратеон, положим, захватил Железный Трон силой, а не занял по праву рождения, но это еще не значит, что боги не на его стороне. Тирион, по аналогии, объявляется невиновным после «испытания поединком» – где за него сражается Брони, – поскольку боги даровали ему победу.
Божественное право королей объясняет, отчего королю лгать хуже, чем рядовому смертному, – но существует ли оно, это право? Английский философ Джон Локк (1632–1704) приводит весомый аргумент против него в «Трактатах о государственном правлении», а Томас Джефферсон (1743–1826) объявляет в Декларации независимости (списанной у Локка), что «все люди созданы равными» и что правительства черпают свои полномочия из согласия управляемых. Или, как исчерпывающе выразился крестьянин в другом средневековом фэнтези: «Сидящая в пруду баба, раздающая мечи направо и налево, не может служить основой государственного устройства. Высшая исполнительная власть должна базироваться на волеизъявлении масс, а не на сомнительном водном аттракционе»[11]. Итак, в нонконсеквенционалистских учениях мы тоже не находим доказательств того, что королю лгать хуже, чем кому-то еще. За ложь королю вас, конечно, может постигнуть более суровая кара, но отсюда еще не следует, что с моральной точки зрения вы провинились больше[12].
3. Правила Игры престолов: уроки Макиавелли
– Маркус Шульцке —
Многие персонажи «Песни льда и огня» пытаются если не сесть на Железный Трон, то хотя бы выжить. Каждый применяет для достижения намеченной цели собственную стратегию, но по мере развития сюжета становится ясно, что одни из этих стратегий гораздо успешнее, чем другие. Одни герои умудряются уцелеть даже в самых отчаянных обстоятельствах, другие проигрывают своим недругам и умирают. Никколо Макиавелли (1469–1527) поможет нам понять, почему одни персонажи добиваются своего, а другие нет. Макиавелли как нельзя лучше знал, что такое борьба за власть; к политике, опирающейся на силу и хитрость, до сих пор применяют эпитет «макиавеллиевская».