Размер шрифта
-
+

Иерусалимский храм как финансовый центр - стр. 3

. При преемнике Соломона Ровоаме еврейское царство разделилось на два царства: Израильское и Иудейское, причем Израильское царство не имело у себя храма, который остался в Иудейском царстве.


Цилиндр Кира. Специальным указом царя евреям было разрешено вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм.


Что представляла собой религиозная жизнь евреев Израильского царства? В самом начале существования Израильского царства Иеровоам ввел культ тельца и по политическим расчетам запретил евреям северного царства посещать иерусалимский храм[5]. Как отмечал известный отечественный знаток истории еврейского народа И.Я. Богоявленский, «рядом с религиозным расстройством шло и потемнение национального самосознания израильтян. После разделения царств евреи северного царства в массе своей уже не всегда сознают свое национальное единство с евреями южного царства»[6]. Чуть ниже он продолжает: «Результатом этого было то, что это царство (Израильское), включавшее в своих границах более 2/3 всего еврейского народа, пало гораздо раньше Иудейского царства, и, что особенно замечательно и поразительно, пало почти безвозвратно»[7]. Речь идет о том, что десять северных колен израильских были покорены ассирийцами (это произошло в 722 г. до н. э.), уведены в плен и очень быстро ассимилированы[8]. От еврейского народа уцелели колена Иудино и Вениаминово, часть колена Левина (левиты) и остатки северных племен, бежавших после разгрома Самарии[9].

Постепенно религиозное сознание начало угасать даже у евреев южного царства, хотя у них был храм.

Храм царя Соломона просуществовал около 400 лет и был разрушен вавилонским царем Навуходоносором после захвата им Иерусалима в 586 г. до н. э. Большое количество жителей Иудеи было захвачено в плен и угнано в Вавилон.

Несколько десятков лет евреи жили без храма. Но вот персидский царь Кир завоевывает Вавилонское царство. Многие источники указывают на то, что решающую роль в завоевании Киром Вавилонского царства принадлежало евреям, которые выступали в качестве соглядатаев на стороне персидского царя[10]. Это предопределило последующую благосклонность Кира к евреям. В 538 г. до н. э. он разрешает евреям вернуться домой и приступить к восстановлению разрушенного храма. Он даже оказывал материальную помощь в строительстве Второго Иерусалимского храма. Евреи, в свою очередь, признали Кира помазанником Божьим. Можно было бы предположить, что пленные евреи были сильно угнетены вавилонским царем Навуходоносором, и это подтолкнуло их к сотрудничеству с врагами вавилонского царя. Однако многочисленные источники сообщают нам, что евреи в вавилонском плену чувствовали себя достаточно комфортно и даже успешно занимались ростовщичеством и торговлей

Страница 3