Размер шрифта
-
+

Иерусалимский храм как финансовый центр

1

Катасонов В.Ю. Об изгнании Христом торговцев и менял из храма // «Наше дело» (экономическое приложение к журналу «Переправа»), 2011. № 3. Текст статьи приведен в приложении № 2.

2

Википедия, статья «Иерусалимский храм».

3

Еккл. 1: 9-11.

4

Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 209.

5

Даже лучшие из царей израильских – и те «не отступали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, – от золотых тельцов» (4 Цар. 10: 29).

6

Богоявленский И.Я. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 445. Как это злободневно звучит сегодня, когда русский народ оказался расколотым на несколько частей, и каждая из них начинает утрачивать свое единство с остальными частями.

7

Богоявленский И.Я. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 446.

8

Современный израильский автор П. Люкимсон пишет: «Сначала под ударами Ассирии рухнуло Израильское царство, и десять живущих в нем колен были уведены в плен и исчезли в азиатских просторах» (Люкимсон П. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 445).

9

Дубнов С. Краткая история евреев. – М.: изд-во «В. Шевчук», 2001. С. 129.

10

См., например: Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: тип. журн. «Мирный труд», 1907. С. 65.

11

См., например: Веллард Джеймс. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. Подробнее о жизни евреев в вавилонском плену см. п. 1.2 данной работы.

12

Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 116. Работа Н.М. Никольского была написана в 1922 году, поэтому перевод в рубли осуществлялся исходя из металлического содержания царского рубля.

13

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

14

Подробнее см. п. 9.2 данной работы.

15

Кстати, первое в истории еврейского народа гетто как изолированное место проживания евреев появилось в Вавилоне. Оно было создано по инициативе еврейских вождей и с разрешения властей Вавилона.

16

См.: Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Пленение вавилонское».

17

Ездра (другой вариант – Эздра) – религиозный иудей, возвратившийся после плена в Иудею. Реформатор, воссоздал еврейскую государственность на основе закона Торы (Пятикнижие). Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса.

18

Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 127.

19

В рамках коммунистической формации классик выделял две фазы: социализм и собственно коммунизм.

20

Такой капитализм сегодня получил большое развитие в Китае и некоторых странах, находящихся за пределами сферы обитания так называемого «золотого миллиарда».

21

Подробнее см.: Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал».

22

Веллард Джеймс. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. Пер. с англ. – М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. С. 140–141.

23

Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал»; (курсив мой. – В.К).

24

Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.С. 184.

25

Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире. – Пг., 1922; цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 25.

26

Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 111.

27

Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907. С. 191. В ценах начала XX в. это эквивалентно 1800 кг чистого золота.

28

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «История еврейского народа» // «Общие сведения».

29

Подробнее см. п. 5.5 настоящей работы.

30

Цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 25.

31

См.: Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004; Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.

32

Другое написание фамилии – Чемберлен; его творчество приходится на вторую половину XIX века.

33

Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907.С. 187.

34

Там же. С. 196.

35

Чамберлэн Гаустон Стюарт. С. 186–187.

36

Автор переведенной на русский язык книги «Введение в историю Израиля». Пер. с нем. – СПб., 1909.

37

Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.192.

38

Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с. 184.

39

Цит. по: Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.191.

40

Чамберлэн Гаустон Стюарт, с.186.

41

Ис. 60: 10–12.

42

Ис. 61: 5–6.

43

Лев. 25: 45–46.

44

Втор. 23:19.

45

Втор. 15:3.

46

См.: Чамберлэн Гаустон Стюарт. С. 184.

47

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

48

Втор. 15:6.

49

Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос // Статьи о еврействе. Иерусалим, 1979. С. 9.

50

См. гл. 7 данной работы.

51

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

52

Дубнов С. Краткая история евреев. – М.: изд-во «В.Шевчук», 2001, с.102.

53

Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 93.

54

Красс Марк (115 – 53 до н. э.) – один из членов Римского триумвирата (наряду с Ю. Цезарем и Помпеем).

55

См. п. 6.1 данной работы.

56

Дидрахма – греческая монета, равная двум драхмам – величине подати за храм.

57

Статир – греческая монета достоинством четыре дидрахмы.

58

Как считают многие историки, основной причиной распада единого государства Израиль на два были финансовые противоречия: вожди десяти северных колен были против уплаты храмовой подати, которая фактически шла в пользу двух южных колен.

59

2 Пар. 5:1.

60

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

61

Мф. 27:6.

62

Мф. 28: 11–15.

63

Шломо Нееман. Значение Иерусалимского храма для еврейского народа // Сайт «МАХАНАИМ – еврейский культурно-религиозный центр».

64

Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1989. С. 273.

65

Там же. С. 273.

66

Там же. С. 256–257.

67

Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 127; курсив мой. – В.К.

68

Кстати, сначала все было наоборот: общий объем фактически собранной храмовой подати в Древней Иудее был основой для определения численности еврейского населения (см.: Люкимсон П. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 152).

69

Моммзен Теодор. История Рима. Т. IV. Провинции от Цезаря до Диоклетиана. – М., 1995. С. 363.

70

См. гл. 3.

71

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Храм».

72

Быт. 14: 20.

73

Числ. 18: 21–32.

74

К концу царствования царя Давида число левитов в возрасте от 30 лет и выше составляло 38 тыс. (1 Пар. 23:3).

75

Лев. 17: 30–31.

76

Но еврейские законодатели опасались, что реализацию своего продукта он мог по тем или иным причинам осуществлять по ценам ниже рыночных. Например, в Галилее цена на барана могла быть одна, а в Иерусалиме – другая (более высокая). Чтобы иудей вольно или невольно не мог «обсчитать» Бога, предписывалось, что к сумме, равной 10 % выручки от реализации товара, он должен был приплюсовать еще 10 %. Таким образом, десятина превращалась в платеж, равный 11 % выручки от реализации товара.

77

Лк. 11: 43.

78

Лев. 27, 1–7.

79

Зайцев Н. Очерки быта древних евреев // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 611–612.

80

Мк. 12: 41.

81

Богоявленский И.Я. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 469.

82

Люкимсон П. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 202. Автор в указанные 20 % также включает десятину, о которой мы выше уже сказали.

83

Электронная еврейская энциклопедия. Т. 9. Статья «Храм».

84

Люкимсон П. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 447. Уже в конце XIX в. халука опять стала актуальной для еврейского народа. Среди богатых евреев всего мира был организован сбор халуки для помощи тем евреям, которые приезжали в Палестину, отзываясь на призывы сионистов о возрождении там государства Израиль. Однако в начале прошлого века объемы халуки начали снижаться. Вот что мы по этому поводу читаем в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: «Халука – название благотворительного сбора у евреев, собираемого в пользу беднейшего еврейского населения в Иерусалиме. В последнюю четверть века ввиду стремления обратить к производительному труду беднейшие классы иерусалимского населения размеры этого сбора значительно понизились». (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890–1907).

85

Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: типография журн. «Мирный труд», 1907. С. 66.

86

Краткая еврейская энциклопедия. Т. 9. Статья «Храм».

87

См. п. 4.3 настоящей работы.

88

См. п. 3.2 настоящей работы.

89

См. п. 1.2 настоящей работы.

90

Как язвительно заметил Вольтер, евреи пленения любили свой храм, но свои наличные деньги они любили еще больше. На родину возвращались в основном представители духовенства и аристократии, составлявшие меньшинство (см.: Шмаков Алексей. Евреи в истории. – Харьков: типография журн. «Мирный труд», 1907. С. 65).

91

«Иудея под властью Рима» // Сайт «История еврейского народа»; Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 191.

92

Деян. 2:5, 9-11. Следует обратить внимание на то, что жители Иудеи в этом списке находившихся в Иерусалиме представителей иудаизма стоят далеко не на первом месте. Можно предположить, что представителей диаспоры было несравненно больше.

93

Глушков Е.Ф. Сионизм и потери России. Вечная схватка. Кн. 1. – М., 2004. С. 13.

94

Ездр. 2: 64–65.

95

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

96

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

97

Священник Вячеслав Синельников. Христос и образ первого века. – М.: Сретенский монастырь, 2003. С. 284.

98

Во всей Палестине, по оценкам, тогда проживало 2350–2500 тыс. евреев (Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства»). Палестина в I в. н. э. включала в себя кроме Иудеи следующие территории: Галилея, Самария, Идумея, Перея. Центральная часть тогдашней Палестины занимала территорию некогда могущественного единого еврейского государства – Израиль.

99

Цит. по: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 27.

100

Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сам-по», 2010. С. 193.

101

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства». Приведенные оценки базируются на данных, содержащихся в работах Филона Александрийского.

102

Священник Вячеслав Синельников. Христос и образ первого века. – М.: Сретенский монастырь, 2003. С. 284; Левинская И.А. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. – СПб., 2000. С. 54.

103

Электронная еврейская энциклопедия. Статья «Демография. Численность и географическое размещение мирового еврейства».

104

См.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. Гл. 2 «Античность». По оценке фон Гарнака, эта цифра во времена императора Августа равнялась 7 % (Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 193).

105

«Кагал – собрание еврейских мирских старшин, род думы, правления» (Люкимсон П. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 164).

106

Люкимсон П. Бизнес по-еврейски. Евреи и деньги. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 160–162.

107

Журкин Максим. Цивилизация золота. Часть 3 // «НБ Портал».

108

Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1989.С. 240.

109

См.: гл. 5.

110

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 12. Гл. 1

111

Из Электронной еврейской энциклопедии мы узнаем, что Иосеф бен Товия – олигарх, откупщик доходов египетского царя, 220–198 гг. до н. э.; со стороны матери – племянник первосвященника Онии II; основатель рода Тобиадов, который занимал видное место в политике Иудеи вплоть до казни последнего из Тобиадов, Менелая (162 г. до н. э.).

112

Впрочем, удивляться нечему: и сегодня, через 22 столетия после тех событий в России (да и во всем мире), имеется бесчисленное число примеров того, как в результате проведения разного рода конкурсов и тендеров победителем оказывается «серая лошадка», которая выставляет на конкурс не самые лучшие условия. Уже в те времена всякого рода «конкурсы» и «тендеры» были лишь прикрытием «узаконенного казнокрадства».

113

Египетским царем были выделены в распоряжение Иосефа 2 тыс. солдат. Этот новоявленный откупщик не замедлил применить величайшую строгость в сборе податей. Так, в Аскалоне и Скифополе он за отказ платить налог обезглавил 20 наиболее почтенных граждан и конфисковал их имущество в пользу царской казны.

114

История христианства в Римской империи // Википедия.

115

См.: Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 191.

116

Елина Нина. История евреев Италии // Интернет.

117

См.: «Иудея под властью Рима» // Сайт «История еврейского народа»; также: Гюнтер Ганс. Расология еврейского народа. Пер. с нем. – М.: «Сампо», 2010. С. 191.

118

См.: Шафаревич И.Р. Трехтысячелетняя загадка. Гл. 2 «Античность».

119

Цит. по: Дуглас Рид. Спор о Сионе. – М.: Твердь, 1993. С. 107.

120

Цит. по: Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 237.

121

Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 239.

122

См.: Катасонов В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». Кн. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. С. 45–47.

123

Цар. 12: 26–33.

124

Чамберлэн Гаустон Стюарт. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Пер. с нем. Издание второе. – СПб.: издание А.С. Суворина, 1907. С. 174–175. В данном отрывке упоминаются имена двух царей Иудеи – Манасии и Иосии. Первый из них правил в Иудее в течение 55 лет в VII в. до н. э. Иосия был царем позднее – в начале VII в до н. э. Иосия известен в истории тем, что в его царствование при ремонте Иерусалимского храма была обнаружена Книга Торы (или Книга Завета). При нем Тора приобрела государственный статус. Ряд исследователей высказывают сомнения, что Книга Торы имела древнее происхождение; выдвигается версия, что она была написана в царствование Иосии по его заказу. В частности, Г. Чамберлэн считает создание такой книги важным этапом целенаправленного формирования иерусалимскими царями и жрецами религии иудаизма. По приказу царя Иосии были разрушены древние святилища в Вефиле и Араде.

125

Чемберлен Гастон, Коннер Джекоб. Тайна Вифлеемской звезды, или Кем был Христос. – М.: Алгоритм, 2008. С. 100.

126

Там же. С. 100.

127

Ин. 4: 20.

128

Часть иерусалимских евреев во время Первой иудейской войны бежала в Египет и стала активно посещать Ониасов храм. Через несколько лет после разрушения римлянами Второго храма в Иерусалиме император Веспасиан приказал уничтожить Ониасов храм для того, чтобы лишить евреев их последней святыни. Храм в Леонтополисе несколько раз упоминается у Иосифа Флавия, и из этих упоминаний можно заключить, что евреи Египта, приносившие там жертвы, не рассматривали этот храм как равный по святости Иерусалимскому. В Талмуде отношение к храму Ониаса неоднозначно: некоторые законоучители считали, что жертвоприношения там были идолопоклонством, в то время как другие полагали, что, хотя эти жертвоприношения неправомочны, тем не менее, они приносились Богу Израиля.

129

Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 258.

130

Иудейские древности, 13:319.

131

Иудейские древности, 13:397.

132

Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 157.

133

Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 244.

134

Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 243.

135

Каутский К. Происхождение христианства. – М.: Политиздат, 1990. С. 244.

136

Септуагинта – перевод Ветхого Завета на греческий язык, сделанный с помощью семидесяти (точнее, семидесяти двух) толковников, представлявших все двенадцать колен Израилевых, в Египте (Александрии) во II–III вв. до н. э. Восприятие Септуагинты современниками было неоднозначным. Для одних иудейских общин этот перевод приобретает то же сакральное значение, что и древнееврейский оригинал (псевдо-Аристей, Филон Александрийский), в то время как другие принципиально отвергают любые переводы священных текстов (раввинистическая традиция). В совокупности с Новым Заветом Септуагинта стала Библией христианской церкви. Именно этим переводом пользуются авторы Нового Завета и множество писателей патристической эпохи.

137

Мф. 23: 15.

138

В том числе прозелиты получали право на беспроцентные ссуды, которые не предоставлялись иудеями иноверцам.

139

Там же. C. 246.

140

Там же. С. 248.

141

Там же. С. 248.

142

Лурье С.Я. Антисемитизм в древнем мире». – Пг., 1922.

143

В данном разделе мы не затрагиваем вопрос прозелитизма во времена после разрушения Второго Иерусалимского храма. Об этом мы скажем в гл. 7 данной работы.

144

Впрочем, недовольство египетским владычеством вожди Иудеи проявляли еще раньше, оказывая в той или иной форме поддержку Сирии, которая находилась в состоянии войны с Египтом.

145

Селевкиды – цари греческого происхождения, которые правили эллинистическим государством, образовавшимся после распада империи Александра Македонского на территории Западной Азии, в период с 312 по 64 гг. до Р. Х. Большая часть этого государства находилась в Сирии, поэтому иногда говорят, что Селевкиды – эллинистические цари Сирии.

146

Никольский Н.М. Древний Израиль // История Израиля и Иудеи. – М.: Крафт+, 2004. С. 149.

147

Иудея восстановила свою независимость, которую она утеряла за 440 лет до этого события. Другое дело, что простому народу это освобождение мало что дало, т. к. Маккавеи стали забывать свои обещания, и очень скоро народ платил внутренние налоги, не меньшие, чем дань Селевкидам. Независимое существование Иудеи было недолгим: через 79 лет она была завоевана римлянами.

148

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 14, 4–5.

149

Фактически вопросами уплаты дани римлянам занимался Анипатр, который был «серым кардиналом» первосвященника Гиркана.

150

См.: «Библейская энциклопедия Брокгауза и Эфрона». Статья «Подати».

151

Работники, переходившие от одного хозяина к другому, и некоторые другие (например, рыбаки) были освобождены от земельного налога «по определению», но они уплачивали другие подати, так что в контингент налогоплательщиков были включены и работники несельскохозяйственного сектора. Например, жители Иерусалима были обязаны платить налог на строение и налог с продаж (Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18.90; 19.299).

152

Мк. 2:14.

154

Согласно Ветхому Завету каждый седьмой субботний год следует оставлять землю под паром и отменять долги (Исх. 23: 10–11; Лев. 25: 1–7, 18–22; Втор. 15: 1-11).

155

Еврейская электронная энциклопедия. Статья «Храм».

156

Это очень серьезная уступка со стороны Рима; это все равно, что сегодня в Российской Федерации позволить Чечне или Татарстану выпускать собственные деньги наряду с общероссийскими деньгами.

Страница notes