Иерусалимский храм как финансовый центр - стр. 23
В свете этих данных трудно согласиться с оценками тех авторов, которые утверждают, что Иудея и иудеи, пребывая в составе великих империй, всегда испытывали жесточайшее колониальное угнетение со стороны метрополий. Бывали, конечно, трудные периоды в истории Иудеи, но она преимущественно занимала достаточно привилегированное положение в составе империй[88].
Глава 3
«Корневая система» Иерусалимского
храма
Этот народ проник уже во все города, и нелегко найти какое-либо место на земле, которое было бы свободно от них и не находилось бы под их господством.
Страбон, древнегреческий географ
3.1. Еврейская диаспора: формирование и география
Выше мы говорили о частых ограблениях Иерусалимского храма, его разрушении в результате нашествия вавилонских завоевателей в VI веке до н. э. Тем не менее, храм и его казна более или менее быстро восстанавливались. Такая способность к «самовосстановлению» объясняется просто: Иерусалимский храм имел мощную «корневую систему», которая эффективно обеспечивала его «финансовыми соками». Под «корневой системой» мы имеем в виду обширную еврейскую общину, которая:
– регулярно направляла в Иерусалим храмовую подать и различные пожертвования;
– участвовала совместно с храмом во «взаимовыгодных» коммерческих операциях;
– содействовала на местах решению политических вопросов в интересах храма и иерусалимских вождей.
В самом общем виде «корневую систему» храма можно разделить на три части:
– еврейское население Иудеи;
– евреи, проживающие за пределами Иудеи («диаспора»);
– прозелиты.
Как считают историки, небольшая еврейская диаспора существовала еще до вавилонского пленения – в Египте. Однако образование многочисленной и с широкой географией еврейской диаспоры началось после вавилонского плена. Когда персидский царь Кир разрешил пленникам вернуться на родину, большая их часть осталась на берегах Вавилона или переселилась в различные места Средиземноморья[89]. Большинство евреев уже «пустили корни» на новом месте, обзавелись большим имуществом, установили «взаимовыгодные» отношения с местными властями (или даже вошли во власть), получили «вкус» к торговле и ростовщичеству[90]. После восстановления еврейского государства в Палестине оно почти всегда (за исключением эпохи Маккавеев) находилось в вассальной зависимости от могущественных империй. Важно отметить, что в случае неблагоприятной для внутреннего социально-экономического положения Иудеи политики империй из еврейского государства начиналась эмиграция на другие территории. Например, активный исход евреев из Иудеи наблюдался в III в. до н. э. при владычестве Селевкидов (сирийских царей).