Размер шрифта
-
+

Иерусалим. Взлет и крушение Великого города - стр. 49

Матфей Властарь, иеромонах из Солуни 1335г. указал: «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах.

Об евномианах.

Евномиан же, крестящихся единократным погружением, и монтанистов, именуемых фригами, савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве и им подобных, так как они нисколько не лучше некрещенных язычников, если они, возлюбив истину, обращаются к кафолической Церкви, правило (7-е 2 вс. соб.) повелевает немедленно крестить: ибо они или вовсе не крестились, или, хотя и крестились, но знаменовались не по уставам Православной Церкви; почему у божественных отцов и почитаются не просвещенными.

О Монтане Фригийском.

Монтанисты, получившие название от некоего Монтана, назывались и фригийцами или потому, что начальник их ереси был фригиец, или потому, что эта ересь первоначально появилась из Фригии. Этот самый Монтан называл себя утешителем, а двух женщин – Прискиллу и Максимиллу, которых водил за собою, называл пророчицами.

О пепузианах.

Монтанисты назывались и пепузианами, потому что считали божественным местом Пепузу, селение во Фригии, и именовали ее Иерусалимом. Они приказывали расторгать браки, учили воздерживаться от некоторых снедей, извращали Пасху, святую Троицу соединяли и сливали в одно лицо, – и кровь прободенного младенца, смешав с мукою и сделав из этого хлеб, приносили и от него причащались.

Гражданские законы.

Монтанисты преимущественно не должны иметь внутри Константинополя ни одного из называемых у них патриархов, или клириков; также должно быть возбранено им и упражняться в воинском искусстве внутри этого города, или устроять общественные трапезы, или покупать раба».

Бывший языческий жрец Монтан из Фригии, обратившись в христианство (около 156г.), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки. Движение распространилось из Малой Азии до Фракии; отголоски его достигли Карфагена, Рима и Южной Галлии. Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами, – то многие важные церковные предстоятели (Ириней Лионский, Элевфер Римский) смотрели сначала на это движение снисходительно, а впоследствии Монтанова, или катафригийская, ересь была осуждена Первым вселенским собором в Никее 325г. Религиозные идеи известны главным образом из книг обратившегося в него Тертуллиана.

Блаженный Иероним Стридонский об этом писал: «О знаменитых мужах. Глава 53. Тертуллиан. Тертуллиан, пресвитер, считающийся сейчас главным латинским автором после Виктора и Аполлония, уроженец города Карфагена в африканской провинции, сын проконсула или центуриона, был человеком с сильным и энергичным характером. Он жил во времена правления императоров Севера и Антонина Каракаллы и создал множество трудов, которые мы не будем упоминать, т.к. они широко известны… Тертуллиан был пресвитером церкви до середины жизни, а затем, гонимый завистливыми и злобными священниками Римской церкви, обратился к учению Монтана и упоминал новое пророчество во многих своих книгах…».

Страница 49