Иерусалим. Взлет и крушение Великого города - стр. 47
В седьмом правиле собора указано: «Так как утвердилось уже обыкновение и древние предание, чтобы оказывать почесть епископу Элии, то пусть имеет он почетное достоинство, а митрополия сохранит свои, принадлежащие ей права». Неясно, как могли ссылаться на древние права Элии в 325г., если только в 326г. Элия официально был признан христианским городом. Только в 425г. император Феодосий упразднил должность еврейского патриарха в Палестине, и титул патриарха перешел к епископу иерусалимскому.
Вообще, епископ Элии Капитолины еще в начале четвертого века является суффраганом» митрополита Кесарии Палестинской. Не было никаких попыток Иерусалимской церкви в Палестине ссылаться на свое исключительное местопребывание, выводить из него какое-то бы ни было старшинство.
Руфин Аквилейский сообщает о постановлениях Никейского Собора 325г.: «Церковная история. Книга 1. Никейские каноны. 8. И чтобы у епископа Иерусалима оставалось издавна данное ему преимущественное право, тем не менее, пусть остается и статус митрополита своей провинции», то есть речь идет о наличии митрополии Иерусалима во всей провинции, а не митрополии Кесарии Палестинской. Вероятно это две разных области, Элии Капитолины и Иерусалима. Тем более позднее, на Соборе в Тире (Финикии), в 335г. упомянут не митрополит, а «Максим, епископ Иерусалимский».
Время написания текста могло быть и после 860г., так как в нем упомянуты павликане, которые названы фотинианами (сторонниками Фотия): «21. И чтобы павликиане, которые также фотиниане, были крещены заново». Патриарха Фотия осуждали на Соборе в 869—70г., поддержали на Соборе в 861г., 867г., 879—80г.
Подтверждает смешение Первого Никейского Собора с другими Соборами в Никее и его датировку по Матвею Властарю после 6251г.с.м. (743г.) Матвей Эдесский. В «Хронографии» он пишет: «8. В год 551 по армянскому календарю (1102—03г.) великие беспорядки и ужасные волнения в вопросе веры охватили город, ибо десять христианских народов впали в заблуждение относительно празднования Святой Пасхи.…
9. … Все это имело место во времена правления Василия, в год 455 (1006г.). Поэтому это лишь второй случай, описанный в этой книге, когда греки впали в заблуждение…».
Известно два императора Василия. Василевс Август Василий II правил в 963—1025г. и указанное введение пасхалий на Никейском Соборе могло быть при нем. Ранее правил Василевс Август Василий I (867—86г.). При нем в 867г., 879—80г. проходили Соборы, поддержавшие патриарха Фотия. Патриарх Фотий действовал в 858—86г., но он указан в Никоновской летописи под 6499г. (999г.) при Владимире.