Размер шрифта
-
+

Идиш и идишская культура в Беларуси - стр. 31

Творчество западноевропейских евреев в итоге стало содействовать обогащению нееврейской культуры, а еврейская культура, тем временем, оказывалась для многих из них менее значимой. В наши дни это также наблюдается – талантливые евреи нередко занимаются обогащением не собственной культуры, а другой, происходит это и на Западе, и на Востоке (например, в России).

5.5 Возникновение у евреев потребности в обновлении своей культуры. Движение просвещения и светская еврейская культура

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Mi0bHsnxL5Y


Возникновение у евреев потребности в обновлении своей культуры и противостояние ей культуры традиционной

Появление у евреев желания обновления родной культуры происходило в конце девятнадцатого века – в начале века двадцатого, стали создаваться в большом количестве культурные институты, способные на сохранение и развитие национального еврейского достояния. Так в 1925-м г. произошло основание в гор. Берлине Института научных исследований языка и культуры на идише (YIVO), перебравшегося вскорости в являвшийся составной частью Польши Вильнюс. В послевоенное время (в 1954-м г.) имел место переезд данного института в Нью-Йорк.

Также произошло создание: в 1850-м г. французского Общества еврейских исследований; Еврейского историко-этнографического общества в Санкт-Петербурге (год 1908-й).

Во всем мире происходило открытие учебных заведений на идише и соответствующих театров, библиотек, обеспечивалось издание на еврейском языке книг, газет, журналов. Но это не касалось восточноевропейских стран, где в период восемнадцатого – девятнадцатого веков численность евреев была самой солидной. В Беларуси, как и Литве, Польше и России охваченные бедностью евреи, как правило, были верны традиционному образу жизни.

Движение просвещения и светская еврейская культура


Источник: https://www.youtube.com/watch?v=VtItDepQs9w


Благодаря движению просвещения развитие культуры евреев происходило как развитие культуры действительно еврейской, характер которой был, главным образом, светским. А еврейская молодежь, помимо прочего, начала увлекаться сионистскими и революционными идеями. Но одновременно оставалась являвшаяся многовековой традиционная еврейская культура, базирующаяся на религии, и у ее приверженцев было твердое намерение не отказываться от нее в угоду новым веяниям.

О светской еврейской культуре, свободной от религии, можно сказать, что она опиралась на идиш и в определенной мере на иврит. Ее сторонниками были миллионы евреев из Восточной Европы. Однако поскольку они проживали в Российской империи, в пресловутой черте оседлости, где имела место ограниченность возможности ассимиляции, евреи использовали при общении идиш, занимались чтением на иврите, соблюдая традиции своего народа, и обеспечивали сохранение своей принадлежности к еврейству.

Страница 31