Размер шрифта
-
+

Идиш и идишская культура в Беларуси - стр. 29

До XVIII века базой для ашкеназийской культуры были религиозные традиции евреев и два языка – идиш и иврит. Благодаря наличию огромного многовекового литературного наследия на идише, в которое заметный вклад внесли беларуские евреи, в наши дни реально ознакомиться с культурой еврейства ашкенази и понять ее величие. Значимость ее в мире сегодня весьма высока, так как порядка восьмидесяти процентов общего числа евреев нашей Планеты принадлежат к ашкенази. И большая часть евреев Беларуси являлись именно ашкенази, что важно принимать во внимание.


Различные вариации идиша


Источник: http://topsadovnik.ru/


К наступлению начала XVIII столетия на европейских просторах евреи использовали для общения различные вариации идиша – западную и восточную. Западные и восточные евреи между собой разнились по культурным и религиозным критериям. Но критического значения это не имело из-за наличия у европейских евреев общей культуры и общего традиционного еврейского образа жизни. Особо отличались места проживания евреев, где были сильные еврейские общины, где наблюдалось проживание еврейского населения как единого целого, и где была обеспечена надежная взаимная поддержка и взаимопонимание людей. Подобные места в Беларуси имелись повсеместно. Беларуские евреи были верны еврейским традициям, отличались особой доброжелательностью и тонким юмором – несмотря на жизненные невзгоды и перипетии.

5.3 Распространение движения Хаскала как причина отхода евреев от идиша. Мозес Мендельсон и после него

Мозес Мендельсон (1729—1786) еврейско-немецкий философ. Основоположник «Хаскала». Его идеи оказали огромное влияние на развитие идей реформизма в иудаизме. Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/197273


Распространение движения Хаскала как причина отхода евреев от идиша

Во времена, являющиеся предшественниками наших дней, евреи не были единым европейским сообществом, у них отсутствовала общая для всех еврейских общин организация. Правда, в некоторых из европейских государств имело место существование Ваада – центрального органа еврейского автономного самоуправления общинного вида, действовавшего в период с шестнадцатого столетия (его середины) до половины столетия восемнадцатого. Это были, в том числе, такие государства как Польша, в которую входили западные беларуские земли и Литва. Закат общности наступил в восемнадцатом столетии (во 2-й его половине), когда в Германии произошло возникновение еврейского просветительского движения Хаскала, по его вине и начался отход евреев от идиша из-за роста религиозных и культурных различий между западными и восточными евреями.

Страница 29