Идиш и еврейская культура на нем в Беларуси. История, Холокост, сталинские времена - стр. 9
Еврейский театр на идише на стадии зарождения
Вначале театром евреи не интересовались. Но постепенно театр для них становился все более значимым. Началось написание первых сценок, иллюстрирующих обычно быт. Первое время они ставились, как правило, в еврейских домах, было просто, но весело.
Начиная с 16-го столетия евреи следовали традиции устраивать театрализованные представления на праздник Пурим – пуримшпили, инсценирующие события Книги Эстер, являвшейся исторической повестью о сверхестественной силе, хранящей существование Израиля. Пуримшпили исполнялись, когда проходило праздничное застолье. Это были спектакли в манере карнавала. Поначалу они были простыми и короткими. Но уже к началу 18-го столетия происходило их постепенное превращение во вполне полноценные постановки.
Свой театр при этом у евреев отсутствовал до 1870-х годов. Были на это, кстати, причины, одна из которых состояла в запрете на человеческие изображения. Нельзя было сотворять себе кумиров.
Вначале о режиссуре не было и речи. Появление в театре женщин имело место лишь к концу 19-го столетия. Это были, как правило, жены мужчин-актеров.
Началось появление антрепренеров (продюсеров). Труппы стали ездить по небольшим городкам, зарабатывая что-то на жизнь. Труппы полностью были передвижными. Ни у одного театра не имелось своего здания.
Начальный период становления еврейского театра
Профессиональный еврейский театр возник благодаря Абраму Гольдфадену – поэту, драматургу, режиссеру, актеру, антрепренеру. В 1876-м году театральной труппой, которой руководили А. Гольдфаден и А. Фишзон, в Румынии был показан первый из спектаклей на идише. Таким образом произошло возникновение еврейского театра. Ставились пьесы самого А. Гольдфадена «Бранделе-Козак» «Бар-Кохба», «Суламифь», «Шмендрик», «Доктор Алмасадо», «Цвей кунилемлех», и др.
Со временем имело место появление и других еврейских трупп. Однако власти в 1883-м году запретили показывать спектакли на идише. В итоге многим еврейским актерам, драматургам, режиссерам пришлось покинуть страну. Оставшиеся евреи начали собираться самостоятельно в труппы и играть спектакли в малых городах, не выходящих за черту оседлости. Назывались они немецкими, так как им было велено играть не на идише, а на немецком.
Фактически спектакли актеры играли на смеси идиша и немецкого, которую зрителям-евреям не трудно было понять. В то же время контролеры, назначенные администрацией, такую смесь понять не могли. Иногда бралось разрешение на игру с применением немецкого языка, а играли на самом деле с использованием идиша.